Экстремизм, в первую очередь молодежный, представляет собой серьезнейшую угрозу общественной безопасности, которая проявляется как на мировом, так и на национальном и региональном уровнях. Наиболее перспективным направлением профилактики экстремизма, на наш взгляд, является включение молодежи в активную социально-культурную деятельность: развитие творческих инициатив, активизация личностного самоопределения молодёжи, оснащение объективными знаниями и формирование оценочного восприятия различных проявлений экстремизма, воспитание толерантного отношения к представителям иных социальных, религиозных, политических, национальных групп. Таким образом, возникает необходимость в специально-организованной работе, основанной на интеграции учреждений социально-культурной сферы, общественных организаций, религиозных структур, административного ресурса.
Поскольку объектом социально-культурной деятельности является отдельный индивид или социальная общность, а предметом – процесс формирования культурной среды [1], то основной целью моделирования в социально-культурной сфере является поиск решения социокультурных проблем. На наш взгляд, с этой точки зрения интерес представляет позиция Ф.П. Маркова и Г.М. Бирженюка, понимающих под социокультурным проектированием специфическую технологию, представляющую собой «конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей» [4, с. 9].
Исследуя пути профилактики молодежного экстремизма средствами социально-культурной деятельности, нами была разработана модель, отражающая возможные средства решения указанной проблемы. Методологической базой проектирования модели послужили личностно-ориентированный, деятельностный, системный подходы, позволившие реализовать систему связей и отношений в профилактике экстремистских проявлений молодежи средствами технологий социально-культурной деятельности. Процесс моделирования основывался на положениях, предложенных А.Н. Дахиным [3], и представлял собой ряд этапов, носивших определенную направленность, обусловленную наличием ряда аспектов, подлежащих рассмотрению в ходе исследования.
Представленная в исследовании модель основана на основных принципах педагогики досуга, адекватна социальной природе культурно-досуговой деятельности молодежи и соответствует социально-психологическим особенностям данной возрастной группы. Цель разработки модели: выявление путей профилактики экстремизма молодежи проектными технологиями социально-культурной деятельности. При установлении цели моделирования мы исходили из идеи о том, что мировоззрение личности является результатом развития, воспитания и обучения, а процесс ее социально-нравственного развития определяется главным образом системой воздействий, обусловленных социально-культурной средой. Данная модель послужила основой для разработки социально-культурной программы профилактики экстремизма средствами проектных технологий социально-культурной деятельности.
Структурно-организационное содержание модели представлено тремя основными блоками: целевым, содержательно-функциональным, оценочно-результативным.
В целевом блоке модели конкретизированы цель и задачи профилактики экстремизма в молодежной среде. Реализация указанной цели предполагает решение комплекса задач, соответствующих принципам педагогики досуга и способствующих формированию интегративных качеств личности, определяющих ее устойчивость к проявлениям экстремизма.
Решение поставленных в модели задач предполагает построение работы по профилактике проявлений экстремизма в молодежной среде, основанное на оптимальном сочетании специально подобранных методов и форм работы, реализации общепедагогических принципов и принципов социально-культурной деятельности, применения методов педагогического и психологического воздействия, использования формирующего потенциала межличностного общения.
Содержательно-функциональный блок модели включает следующие структурные компоненты: принципы, функции, средства, технологии. Учитывая, что профилактика молодежного экстремизма предполагает сложную систему педагогического воздействия, осуществляемого в условиях досуговой деятельности, структура разработанной модели основана на сочетании и взаимодействии всех сторон социально-педагогического процесса – содержания, методов, форм его организации и т.д., что позволяет достигнуть необходимой эффективности в достижении цели, определить общее направление, содержание, совокупность и логику применяемых средств. Реализация модели предполагает построение социально-педагогического процесса профилактики молодежного экстремизма, основанного на основополагающих принципах общей педагогики так и педагогики досуга.
При разработке модели, опираясь на исследования ученых в области социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Г.А. Евтеева, Ю.Д. Красильников и др.), социальной педагогики (В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик), возрастной психологии (Р.А. Абдурахманов, И.В. Дубровина, М.В. Гамезо, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, Е.Ф. Рыбалко), педагогики девиантного поведения (Е Е. Вахромов, Т.Г. Визель, А. Гюггенбюль) нами были определены функции досуга, под которыми, согласно определения В.М. Рябкова, понимаются свойства системы социально-культурной деятельности, выявляющиеся в процессе удовлетворения культурно-досуговых потребностей населения в социально-культурной деятельности в целях всестороннего и гармонического развития [5]. Приоритетными функциями модели профилактики молодежного экстремизма являются следующие:
• социализации и инкультурации (формирование общегуманистических нравственных качеств, социально значимых личностных образований, потребностей и норм поведения в обществе, навыков межличностной коммуникации, социального взаимодействия, умения соотносить свои интересы с интересами других, установок толерантного поведения по отношению к представителям иной культуры, социально-демографической группы, освоение культурных ценностей);
• самореализации (формирование социально-значимых личностных новообразований, повышение роли молодежного самоуправления, стимулирование активного участия в творческой, спортивно-оздоровительной, социально-культурной деятельности, ориентацию на развитие творческих способностей);
• рекреации (снятие эмоционального напряжения, востановление энергетических затрат, регенерация физических сил посредством включения в социально-одобряемые формы проведения досуга, учитывающие потребности молодежи в отдыхе, творческом развитии, активной двигательной деятельности);
• культурно-просветительная (активизация познавательной деятельности, знакомство с традициями, наиболее репрезентативными образцами истории и культуры, как своего, так и других народов, расширение культурологического кругозора и др.).
Среди средств, предусмотренных разработанной моделью, основная роль отводится социально-культурной программе профилактики молодежного экстремизма, представляющей собой научно-обоснованную и методически выверенную совокупность эффективных методов, принципов и приемов воспитания, просвещения, социализации и рекреации, позволяющую осуществлять профилактику экстремизма в молодежной среде.
Основу профилактики молодежного экстремизма в разработанной модели составляют проектные технологии социально-культурной деятельности. Наиболее значимыми проектными технологиями, обозначенными в модели, являются:
• технологии организации волонтерской деятельности (акции, конкурсы, клуб добровольцев, общественные и общественно-политические движения);
• информационно-просветительские (лекции-концерты, беседы);
• культуротворческие (творческая, концертно-исполнительская деятельность, фестивали национальных культур);
• игровые технологии (обучающие игры, игры-тренинги, викторины и т.д.);
• рекреационные (спортивно-массовые мероприятия, активный отдых).
Применение широкого спектра проектных технологий в профилактике молодежного экстремизма детерминировано необходимостью комплексного разностороннего воздействия как на отдельные субъекты социально-педагогического процесса, так и на социальные группы, общности. Содержание ориентировано на реализацию поставленных диагностируемых задач, базируется на современных научных подходах к организации воспитательного процесса, соответствующих закономерностям психического и физического развития молодежи как социально-демографической группы, на подборе технологий социально-культурной деятельности, адекватных поставленным задачам.
В содержание блока включены проектные технологии социально-культурной деятельности, применение которых направлено на формирование личностных качеств, отвечающих за социально конструктивное поведение. Необходимым требованием для успешности применения технологий является оптимальное сочетание познавательной, развивающей, рекреационной деятельности, анализ досуговых потребностей молодежи.
Социально-культурная программа представляет собой систему специально организованных, ориентированных на решение проблемы профилактики молодежного экстремизма социально-культурных хронологически структурированных форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимосвязь которых обусловлена наличием единой цели. Программа детализирует направления и виды деятельности по формированию в условиях досуга социально-конструктивного поведения молодежи, определяет совокупность условий, промежуточные цели и прогнозируемые результаты, обозначает материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
По мнению Ю.А. Стрельцова, целенаправленно организованные досуговые мероприятия, обретают определенную культурную ценность, превращаясь в культуротворческий фактор [6]. Исходя из утверждения М.А. Ариарского о том, что досуг позволяет создать условия для развития личности, самоутверждения, самореализации, проявления личностных качеств [2], мы имеем возможность направить педагогический процесс в условиях досуга на формирование социально значимых качеств личности, в том числе, не совместимых с экстремистскими проявлениями. В таком случае педагогически ориентированный досуг, наполненный общением, основанный на повышении уровня межличностного общения, будет способствовать формированию межкультурного диалога, взаимопонимания между всеми участниками досуговой деятельности.
Реализация программы направлена на освоение социальным субъектом – молодежью – норм морали, культурных, духовно-нравственных ценностей, формирование социально-значимых качеств, позитивного настроя на осуществление межкультурной коммуникации, побуждение к социально-полезной досуговой деятельности, включение в содержательные социально-одобряемые виды досуга.
Предложенные в исследовании организационные формы профилактики молодежного экстремизма предполагают включение молодых людей в социально-одобряемые виды досуговых занятий путем синтеза различных средств социально-культурной деятельности. Модель предполагает комплекс форм социально-культурной деятельности, вариативный по количеству участников, направленности, жанровой основе досуговой деятельности, способу организации социально-культурных проектов.
Основными из них являются:
• массовые (акции, спортивно-массовые мероприятия, творческие конкурсы, массовые праздники, фестивали, походы, экскурсии, конференции);
• групповые (дискуссии, круглые столы, деловые игры, викторины, творческие проекты, исследовательские проекты и пр.);
• индивидуальные (беседы, консультации, моделирование личностно-значимых социокультурных ситуаций, и др.).
В оценочно-результативном блоке модели, предполагающем диагностику сформированности изучаемых качеств личности, предложен комплекс методов диагностики, который позволяет оценить эффективность профилактики молодежного экстремизма проектными технологиями социально-культурной деятельности обеспечивается развития, адекватность использования разработанных форм, методов и средств. Система критериев и показателей, включающая мотивационный, когнитивный, эмоционально-оценочный деятельностно-личностный компоненты, направлена на определение уровня сформированности социально конструктивного поведения молодежи.
Под социально конструктивным поведением в нашем исследовании понимается поведение личности в ситуации социального общения, основанное на свободе волеизъявления и возможности выбора, направленное на разрешение возникших противоречий и предполагающее минимизацию негативных последствий разногласий, т.е. позитивное, социально полезное поведение. Личность, обладающая социально-конструктивным поведением, осознает всю полноту требований, предъявляемых к нему социумом, готова нести социальную ответственность за свое поведение, осознает объективную необходимость отвечать за нарушение социальных норм, соблюдения правил основных правил, требований, принципов, устоев совместного общежития.
В модели определены критерии сформированности социально конструктивного поведения молодежи, обозначенные в оценочно-результативном блоке модели, позволяющие определить эффективность воспитательного потенциала проектных технологий социально-культурной деятельности по профилактике молодежного экстремизма по предложенным показателям.
Показатели:
• ориентация на межкультурное взаимодействие и культурный досуг, творческую самореализацию;
• сформированность когнитивно-ценностных установок; оснащенность этнокультурными, религиоведческими, историческими знаниями;
• сформированность адекватной самооценки, интереса и уважительного отношения к культуре своего народа и инокультурным явлениям, толерантное отношение к представителям других культур, вероисповеданий, национальностей;
• сформированность коммуникативных навыков, эмпатии; включенность в творческую, спортивно-оздоровительную, волонтерскую деятельность и другие социально одобряемые виды досуга.
Базовыми показателями эффективности профилактики молодежного экстремизма являются высокий, средний и низкий уровни сформированности социально конструктивного поведения.
Результатом профилактики молодежного экстремизма проектными технология социально-культурной деятельности будет переход на более высокий уровень развития социально конструктивного поведения на основе реализации социально-культурной программы и квалиметрическая оценка уровня его сформированности.
Таким образом, исходя из убеждения о поливариантности причин, детерминирующих различные проявления экстремизма в молодежной среде, в модели были интегрированы в единое целое разнообразные формы и методы профилактической работы, наиболее эффективные способы педагогического воздействия на молодежь в условиях досуговой деятельности, обеспечивающие активное взаимодействие всех субъектов социально-культурной деятельности. Разработанная в исследовании модель представляется нам максимально соответствующей целям и профилактики молодежного экстремизма в процессе осуществления социально-культурной деятельности.