Scientific journal
Название журнала на английском
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

PROMOTING GENDER EQUALITY IN KAZAKHSTAN

Kodar Z.M. 1 Aliyev S.S. 1
1 Research Institute for Social and Gender Studies of Kazakh State Women’s Teacher Training University
In modern conditions of life of society is given to gender issues more and more attention. Gender equality is now the most urgent issue. The complex and controversial economic, social and political processes, high levels of poverty and other negative social phenomena exacerbate discrimination against women. It may also include issues of family relationships, divorce proceedings, violence by the male, etc. The result is that young people there is a decrease of moral and cultural potential. All of these processes, in general, adversely affect the development of the country in all its areas, causing negative effects. This article discusses the problems of gender equality, the formation and implementation of gender policy of the Republic of Kazakhstan. Basics of gender policy has been enshrined in the Constitution of the Republic of Kazakhstan adopted in 1995, as it was she who opened the opportunities for the full participation of women’s human capital in the development of the country.
gender
gender equality
gender policy

Для независимого государства Республики Казахстан, строящей гражданское общество и демократическое, правовое государство гендерная проблематика стала востребованной и значимой. Тема равных прав и возможностей мужчин и женщин, проблема защиты прав женщин должна стать традиционно обсуждаемой в казахстанском обществе. Формирование хорошо информированного, активно участвующего во всех областях государственной и общественной политики населения требует его постоянного гендерного образования.

С первых дней независимости правительством РК была продемонстрирована приверженность принципам гендерного равенства, согласно Пекинской декларации.

Президент РК Нурсултан Назарбаев, неоднократно подчеркивающий роль женщин в государстве, выступая на Съезде женщин Казахстана, отметил: «Наша политика в области гендерного равноправия, расширения участия женщин в экономической и политической жизни получила высокую оценку мирового сообщества».

Идея гендерного равенства и сотрудничества полов, их согласия и взаимопонимания приобретает глобальный характер и всеобщую значимость, что становится условием и предпосылкой устойчивого развития. Трансформация гендерных структур на основе идеологии равных прав и возможностей, подключение в процессы устойчивого развития огромного неиспользованного потенциала женского населения охватывает все больше и больше количеств стран и государств, можно сказать всей планеты [1].

Концепция демократии будет иметь реальное и динамическое значение и смысл, когда политические, экономические, социокультурные решения буду приниматься и женщинами и мужчинами с учетом мнений и интересов обоих полов. Гендерная проблема характеризуется и связывается с контекстом развития, поскольку гендерные несоответствия, ущемляя права и возможности половины человечества, препятствуют устойчивому и целостному развитию всего человечества [1].

Гендерное равенство – равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам независимо от пола свободно использовать свои способности для участия в политической, экономической, социальной, общественной и культурной сферах жизни [2].

Вопрос гендерного неравенства может быть решено при помощи построения эгалитарных отношений между полами, основанной на равных возможностях. Изменения существующего типа разделения функций между мужчиной и женщиной – это процесс разрушения старых отживших социальных устоев, а не против общественных устоев вообще. Новый эгалитарный тип отношений между полами, который идет на смену патриархальному, основан не на взаимосвязи господства и подчинения, заданного традицией и возведенного в ранг «естественного» закона, а на отношениях личностной взаимодополняемости в обществе и семье. Эгалитарное понимание принципа равенства полов предполагает движение к более развитому, сложному социуму, который основывается на гарантированном равенстве возможностей для реализации личности. То есть нужно рассматривать реализацию гендерной политики не только с точки зрения различий полов, а именно с личностной стороны, где и женщина и мужчина являются личностями, которые могут раскрыть свой человеческий капитал [3].

Теоретические основы гендерной политики были проработаны в таких документах, как «Концепция гендерной политики» [4] и «Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 гг» [5]. В них дается основательный анализ гендерной ситуации в различных сферах жизнедеятельности казахстанского общества и намечаются конкретные меры по реализации гендерного равенства прав и возможностей женщин и мужчин.

Огромным достижением гендерной политики в Республике Казахстан стало принятие в 2009 году долго дискутируемых на всех уровнях гендерных законов, которые признаются как прорывные: «О государственных гарантиях прав и равных возможностей мужчин и женщин» [6] и «О профилактике бытового насилия» [7].

В нашей стране женщины с каждым годом поднимаются в общественном признании, государственной значимости. По итогам последних выборов в нижнюю палату Парламента, количество женщин достигло 24,3 %, что выше среднего показателя в пространстве ОБСЕ в целом. Доля женщин в местных представительных органах власти – 24,6 %.

Увеличивается количество женщин-руководителей и в исполнительных органах власти, за 10 лет оно увеличилось в 2 раза. В настоящее время женщин, политических государственных служащих 12 %.

В 1995 году, несмотря на сложный переходный период в жизни страны, для поддержки института семьи, улучшения положения женщин и детей Глава государства, создал Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте Республики Казахстан, который позже был преобразован в Национальную комиссию по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, с наделением ее более широкими правами и полномочиями. Этот уникальный институциональный механизм является консультативно-совещательным органом. В ее состав входят депутаты Парламента, руководители государственных структур, ВУЗов и НПО, которые ведут активную общественно-политическую работу в стране.

В 1998 году Казахстан ратифицировал такие международные акты, как Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации женщин», Конвенция ООН «О политических правах женщин» и Конвенция ООН «О гражданстве замужней женщины». Кроме того было подписано более 60 международных документов: договоров по правам человека, пактов о гражданских, об экономических, социальных и культурных правах и другие.

Принятая в 2003 году для достижения Целей тысячелетия Концепция гендерной политики в РК продолжила идеологию предыдущего национального плана. На IV форуме женщин Казахстана, состоявшемся в сентябре 2004 года Президент страны поручил правительству и Национальной комиссии разработать на базе данной Концепции Стратегию гендерного равенства в республике.

Реализуется План мероприятий по ее реализации и проводится ежегодный мониторинг его выполнения.

В 2009 году были приняты два гендерноориентированных закона: «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», «О профилактике бытового насилия».

Эти основные события в законодательной и юридической сфере способствовали созданию в государстве условий для реализации женщинами и мужчинами их права на жизнь без дискриминации по признаку пола и расширению прав и возможностей женщин в стране.

Из всех составляющих гендерной политики, как подчеркивается в «Стратегии», определяющей следует считать гендерное образование. Именно в этой важнейшей сфере социализации личности появляется реальная возможность преодоления гендерных стереотипов и формирования современного гендерного самосознания, ориентированного на равенство прав и возможностей женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности и, прежде всего, в семье. Для того, чтобы законы исполнялись, чтобы происходили существенные изменения в гендерной структуре труда, социальных отношений и политике, требуется, прежде всего, новая психология, новое самосознание, новая гендерная идентичность.

В стране работают две вузовские структуры: НИИ социальных и гендерных исследований КазГосЖенПУ и центр гендерного образования КазНУ имени аль-Фараби.

Именно в Казахстане на базе уникального учебного заведения – В 1999 году в Казахском государственном женском педагогическом институте был образован Центр гендерных исследований. Он 16 сентября 2000 года приказом № 913 Министерства образования и науки Республики Казахстан был преобразован в НИИ социальных и гендерных исследований КазГосЖенПУ.

НИИ социальных и гендерных исследований КазГосЖенПУ

Основной целью НИИ СГИ является комплексное исследование гендерных проблем. Они рассматриваются в контексте социально-экономических изменений, происходящих в обществе. Производится разработка социальных и образовательных программ с использованием гендерных индикаторов. Дальнейшее развитие гендерных исследований в конечном итоге должно привести к внедрению принципов непрерывного гендерного образования во всеобщую систему образования республики. Это произойдет поэтапно. В результате будут введены инноваций в учебные программы и оптимизации учебного процесса.

Научная тематика Института сосредоточилась на двух основных направлениях: гендерная политика и гендерное образование. Для исследования этих актуальнейших вопросов имелась прекрасная база. Во-первых: женский педагогический университет, во-вторых, прочные контакты с Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политики и, в-третьих, активное сотрудничество с женскими НПО и международными организациями.

На первоначальном этапе становления НИИ СГИ, т.е. в 2002-2004 годы большую роль сыграл научный коллектив Института философии и политологии НАН РК, который на базе СГИ проводил ряд серьезных исследований. На основе этих и иных исследований НИИ СГИ был признан и положительно оценен МОН РК и другими вышестоящими организациями республики. Одним из частных моментов признания деятельности НИИ СГИ можно признать то, что он был включен в число исполнителей республиканской гендерной политики правительства. Генеральная линия в этом направлении была проложена Стратегией гендерного равенства в РК на 2006 – 2016 годы. Данная стратегия, в свою очередь, была разработана в соответствии со стратегическими целями человечества на III-е тысячелетия, разработанных ООН, в число которых входит гендерное равенство мужчин и женщин. И Казахстан, после того, как вошел в состав ООН как суверенное государство принимал ее документы в качестве политических ориентиров своего роста. Следовательно, Стратегия гендерного равенства РК имеет не только внутригосударственное, но и ‒ международное значение.

Небольшой, но трудоспособный коллектив института социальных и гендерных исследований очень быстро заявил о себе на всех этих уровнях. Сотрудники провели мониторинги и (по материалам социальных исследований) составили «Социально-психологический портрет студентки КазГосЖенПУ» где основное внимание уделялось гендерным ориентациям и их положительной гендерной динамике в процессе обучения. Эти исследования, а также изучения теоретического пласта гендерной проблематики, позволили создать первый в Республике учебник «Основы гендерного образования» для педагогических кадров, где представляны теоретические принципы гендерных дисциплин, проблемы гендерной педагогики, социологии, психологии, политологии.

Кроме того, сотрудники разработали спецкурс «Гендер», где особое внимание уделили интерактивным методикам и гендерным тренингам, способствующим расширению сознания и моделированию эгалитарных гендерных ценностей.

Также интересным опытом для сотрудников института социальных и гендерных исследований КазГосЖенПУ оказалась разработка и публикация учебно-методического пособия «Гендер» для непрерывного гендерного образования от предшколы, начальной школы и вплоть до старших классов. Данный УМК включает учебные пособия для воспитателей и учителей, хрестоматии и рабочие тетради для воспитанников детского сада, школьниц и школьников. Программа построена согласно единому концептуальному замыслу поэтапно с учетом возрастных особенностей. В ней осуществляются идеи формирования гендерных представлений от понимания гендера как индивидуальной характеристики к его толкованию в качестве культурно-исторической, социальной и политической категории. Материалы хрестоматий и задания в рабочих тетрадях носят интерактивный характер и опираются на богатый опыт казахской культуры и гендерные новации современного Казахстана.

В НИИ активно ведется также научно-исследовательская работа. Выполнен проект «Гендерная политика Республики Казахстан» – по линии МОН РК. По его материалам издана одноименная монография. При поддержке международных организаций исследован проект «Феминизация образования в Республике Казахстан» с опорой на социологические исследования, сочетающие методы количественной социологии (анкетирование, опросы экспертов) и качественной социологий (фокус-группы, полуструктурированные интервью). По материалам исследования издан обширный «Научно-аналитический отчет».

Кроме того, сотрудники НИИ по линии международных организаций участвовали в исследованиях по проекту «Формирование гендерно-толерантной обучающей среды». С этой целью были разработаны гендерные индикаторы для всех уровней образовательных учреждений: предшкола, школа и вуз. С использованием этих индикаторов был осуществлен анализ гендерных составляющих обучающей среды в пилотных школах и вузах Республики.

Сотрудничество с Национальной комиссией выразилась в том, что работники НИИ участвовали в разработке программных гендерных документов на национальном уровне: «Концепция гендерного образования», «Концепция гендерной политики» и «Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 гг.». Кроме того, они осуществили гендерную экспертизу учебников для средней школы, результаты которой были представлены в Комиссию. Важным национальным заказом стала гендерная экспертиза проектов Закона «Об образовании РК» и «Государственного стандарта образования». Составлен Сводный анализ проекта Стратегии гендерного равенства РК на 2005-2016 гг. в порядке участия в процедуре обсуждения.

НИИ СГИ, осознавая свою ответственность в более широком плане, постоянно проводит научно-творческое сотрудничество с казахстанскими подразделениями, представительствами ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНИФЕМ по тем вопросам, которые прямо относятся или косвенно связаны с проблемами гендерной политики и гендерных исследований.

Центр гендерного образования КазНУ имени аль-Фараби.

Центр создан при Совете женщин КазНУ им.Аль-Фараби и объединяет преподавателей и студентов, интересующихся вопросами развития гендерных отношений в обществе. По мнению разработчиков данного проекта, необходимость создания Центра гендерного образования более, чем актуальна – только в КазНУ им. аль-Фараби работают 2014 женщин, из них 992 – профессора и доктора наук, 436 – кандидаты наук, доценты. Свою деятельность Центр гендерного образования предполагает проводить через сотрудничество с другими вузами и научными центрами Казахстана и стран СНГ.

Центр гендерного образования был создан в феврале 2005 года. Членами центра являются преподаватели разных социогуманитарных специальностей, занимающихся гендерными исследованиями, в основном работающие на факультете философии и политологии, кафедре социологии и социальной работы, кафедре общей и этнической психологии. Они работают на инициативной основе, штатного расписания у центра нет.

ОО «Лига женщин творческой инициативы»

Создание и развитие деятельности общественного объединения «Лига женщин творческой инициативы», стало ответной реакцией на недоступность социальных услуг для подавляющего числа казахстанских семей.

Это наносит серьезный ущерб устойчивости семьи, ее способности позаботиться о ребенке, приводя к тому, что все возрастающее количество детей оказывается в положении отказных или брошенных. ОО «Лига женщин творческой инициативы» основана в 1994 году, под влиянием идеи объединить женщин для общения и деятельности в духе взаимопомощи и сотрудничества, реализации проектов в защиту демократии, культуры, прав женщин и детей.

Цели и задачи организации: Основной целью является формирование нового сознания и перестройка системы человеческих отношений исключающих все формы насилия, дискриминации и подавления личности в отношении женщин и детей через проведение исследований, обучающих программ, оказание консультационной помощи женщинам и детям, информационных материалов и пособий.

Феминистская Лига

Основная цель Лиги – равенство женщин и мужчин во всех сферах жизни: экономической, политической, социальной, культурной, бытовой.

Феминистская Лига, как неформальная группа, существует с февраля 1993 г. Осенью 1993 г. была создана организационная структура Феминистской Лиги. 30 июня 1994 г. Лига была официально зарегистрирована.

К моменту регистрации Феминистская Лига имела в своем активе длительную работу со средствами массовой информации, участие в нескольких международных конференциях и семинарах в Алматы.

В 1994-1995 г. Феминистская Лига участвовала в большом количестве международных конференций в разных городах мира, включая Форум неправительственных организаций в Пекине. Начала свою деятельность феминистская библиотека, опубликовано большое количество материалов в интересах женщин во многих казахстанских и зарубежных СМИ.

По результатам гендерной экспертизы Феминистской Лиги Генеральная Прокуратура Республики Казахстан внесла официальный протест в Парламент по поводу дискриминационной (по признаку пола) статьи трудового законодательства.

В мае 1997 г. предложенные Лигой изменения и дополнения к Закону о браке и семье были приняты Парламентом РК.

Впервые в истории Казахстана, включая период Советского Союза, брачный возраст и для женщин, и для мужчин стал одинаковым – 18 лет.

В 1996-1999 гг. проведена значительная работа по лоббированию присоединения к международным конвенциям о правах женщин. Большинство из них были ратифицированы Парламентом РК (Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин -1998 г., Конвенция о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о взыскании за границей алиментов, Конвенция о гражданстве замужней женщины – 1999 г., Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности – 2000 г.)

В марте 1998 г., в Институте современного искусства Нью-Йорка состоялась выставка Всемирного проекта «Представление о Женском творчестве». Казахстанская экспозиция (50 работ казахстанских художниц) была подготовлена Феминистской Лигой. В 1999 г. эти работы казахстанских художниц были представлены отдельной экспозицией в одной из галерей на Манхэттене.

С мая 1998 г. начат самостоятельный проект Регионального бюро ПРООН «Гендер и развитие» по разработке и дальнейшему преподаванию гендерных дисциплин в государственных высших учебных заведениях. Казахстанскую часть проекта возглавили Мара Сеитова (Институт стратегических исследований) и Светлана Шакирова (Феминистская Лига). Проект опирался на информационную и теоретическую базу Феминистской Лиги.

В мае 1999 по просьбе национальной комиссии по делам семьи и женщин Феминистская Лига разработала пакет предложений относительно реализации Государственного Плана Действий по улучшению положения женщин. Многие из предложений были включены в План действий решением Правительства.

Подготовленный Феминистской Лигой Первоначальный Национальный доклад по выполнению Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» был в 1999 г. утвержден Правительством РК и представлен в ООН.

В 1999 Феминистской Лигой проведен социологический опрос по экономическому насилию.

В апреле 2003 г. подготовлен Доклад по нарушениям прав женщин в Центральной Азии (для специального докладчика ООН).

В 2003 г подготовлено и издано справочное пособие по борьбе с трафиком «Концепция Вашей безопасности» (казахское и русское издание).

В 2003 – 2004 гг. по просьбе государства подготовлен Национальный доклад по выполнению Факультативного протокола к Конвенции О правах ребенка.

В 2003 г. выпущена книга «Права женщин и их защита», в которой были обобщены результаты гендерной экспертизы, проводимой Феминистской Лигой с 1996 г.

В 2003 г. были проведены два перфоманса «Гендерные стереотипы в визуальном режиме», направленные на борьбу с сексистскими стереотипами в СМИ и рекламе. Первый перфоманс – 5 мая 2003 г., второй перфоманс – 3 октября 2003 г. Антисексистская коллекция Феминистской Лиги была также показана в рамках проведенного Фондом Сорос-Казахстан Международного семинара- тренинга «Искусство и проституция» в мае 2003 г.

Исследование «Гендерное измерение СМИ», проведенное Феминистской Лигой в 2002 было опубликовано в 2003 г. в книге «Люди и роли: гендерный формат» (Санкт-Петербург, 2003 г., издательство «Звезда»), а также издано отдельным тиражом в Казахстане.

В 2004 г. подготовлен и издан Альтернативный Доклад по выполнению конвенции О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

В марте – сентябре 2005 года был проведен мониторинг институционального развития кризисных центров Казахстана.

Целью исследования была оценка уровня институционального развития кризисных центров РК. Все кризисные центры – участники оценки оценивались по единой методике, чтобы сравнить и обобщить полученные данные и выявить как общие тенденции их развития, так и «узкие» места.

В 2005 г. Феминистской Лигой была проведена серия исследований гендерной направленности, опубликованных в книге «Гендерные исследования в Казахстане» (Алматы, 2005).

В 2005 г был снят и позднее показан по ТВ документальный фильм «Деревенская Дуэль», в качестве свидетельства существующей в Казахстане дискриминации по признаку пола.

В 2005-2006 гг. Феминистской Лигой была создана серия феминистских мультфильмов «Гендерное равенство?!», «Равенство прав и возможностей» и «Неоплаченный домашний труд». Помимо широкого распространения среди неправительственных организаций, осенью 2006 г. была предпринята «Мульт-атака» на парламент – каждый депутат Парламента получил по CD-диску с мультфильмами.

В 2006 г. была выпущена книга «Время надежд. Неформальная история женского движения Казахстана».

В 2007-2008 гг. Аналитической группой Феминистской Лиги, совместно с государственными и международными экспертами, подготовлены: «Руководство по проведению гендерной экспертизы проектов нормативных правовых актов» и несколько вариантов законопроекта «О равенстве прав и возможностей для женщин и мужчин Казахстана». В декабре 2009 закон принят Парламентом РК в версии Парламента.

ОФ «Кризисный Центр «Подруги»

КЦП является инициатором создания Союза кризисных центров Казахстана. Краткая история: Общественный Фонд Кризисный Центр «Подруги» – некоммерческая организация – первый кризисный центр в Казахстане, занимающийся проблемой домашнего и сексуального насилия. Центр зарегистрирован в Алматинском городском управлении юстиции в июле 1998 года, свою деятельность осуществляет с января 1998 года. Цель создания Кризисного центра «Подруги»: оказание правовой, социальной, психологической и другой необходимой помощи женщинам и их детям -жертвам и свидетелям насилия. Целевая группа: женщины и их дети – жертвы и свидетели домашнего и сексуального насилия. При Центре был открыт первый в Казахстане приют для женщин и детей – жертв и свидетелей домашнего и сексуального насилия.

ОО «Гендерный информационно-аналитический центр»

Основной целью деятельности Центра является оказание реальной помощи обществу и государству по реализации конституционного принципа равенства женщины и мужчины, содействие государственной политике по активизации роли женщин в демократизации общества, продвижении женщин в политической сфере, в деловой карьере, улучшению качества жизни и здоровья женщин, а также способствовать укреплению семьи, всемерно содействовать защите прав детей.

За 14 лет существования ОО «ГИАЦ» осуществил более 30 проектов из них донорскую поддержку нам оказывали 11 зарубежных доноров: Фонд-Сорос-Казахстан (2 проекта на деятельность ГИАЦ и 4 проездных гранта), Посольство США (3 проекта), Корпус Мира США, Юнеско, Каунтерпарт Консорциум, Европейская комиссия, ЮСАИД, Всемирный банк, ЮНИФЕМ, Голландский государственный фонд «ХИВОС», Международная организация по миграции (МОМ), ЮНИСЕФ, Всемирный банк. Было реализованы и одобрены отчеты проектов, выполненных в качестве госзаказа от Министерства Культуры РК (1), Департамента внутренней политики Карагандинской области (5) и Отдела внутренней политики г. Караганды.

Общественное Объединение «Ассоциация женщин Мөлдір»

Миссия организации: Продвижение интересов женщин и расширение их возможностей, возрождение культурных традиций для оказания влияния на повышение их социального статуса и обеспечение надлежащего уровня защиты интересов маргинальных групп.

Таким образом, гендерная проблематика признается международными организациями в качестве глобальной, стоящей на повестке дня ІІІ тысячелетия. Речь идет не о женском вопросе, но о формировании такой социокультурной ситуации, которая бы способствовала равноправному, партнерскому взаимоотношению полов в духе идеологии равных прав и возможностей. Гендерный подход означает отказ от фокусировки на женском вопросе и трактовке социального слоя женщин в качестве уязвимого компонента общественного бытия. Гендер подразумевает переход к решению проблемы взаимоотношения полов с учетом интересов женщин и мужчин. Это не только индивидуальная характеристика личности, выражающая ее гендерную идентичность. И не только тип и модель межличностных отношений.

Очевидно, что от осуществления гендерной политики выигрывают не только женщины, но и общество в целом. Для этого необходимо формирование новых моделей гендерных отношений, с учетом этнонациональной специфики нашего народа. При этом, наиболее подходящей моделью представляется такое обустройство общества, в котором равенство мужчин и женщин рассматривается как партнерские отношения между мужчинами и женщинами в интересах развития. Что в свою очередь востребует теоретического осмысления социальных практик учеными.