Современное состояние общественного уклада в России характеризуется кардинальными изменениями в политической, социально-экономической системах, межличностных отношениях, сфере деятельности человека, его ценностных ориентациях и отношениях к ценностям социума в плане становления его как личности.
Становится очевидным, что для успешной деятельности человека по формированию себя как личности (цель деятельности) в изменившихся условиях его существования, важным является приобретение им тех свойств, качеств, функций личности, которые в максимальной степени способствовали бы реализации целевой установки. Достижение данного эффекта возможно на основе присвоения ценностей социума личностью, и в то же время, преобразование этих ценностей для последующей трансформации их в социум и повторного присвоения на новом качественном уровне.
Таким образом, социум и личность как феномены реальной действительности явления взаимосвязанные и взаимообусловленные. Индивид на пути восхождения к личности находится в социальной среде обитания, характеризующейся наличием всей совокупности мaтериальных, духовных и художественных ценностей, присвоение которых и оказывает влияние на формирование человека, становление его личностных характеристик. Однако все многообразие ценностей оказывает не равнозначное влияние на формирование человека. Наблюдается и причем, существенное преобладание воздействий ценностями социума на телесную составляющую индивида – одном случае, в другом – на духовную, что, в общем, отражает некую односторонность в формировании человека и ставит под сомнение возможность становления его как полноценной личности.
Отсюда становится необходимым осуществление научного анализа феномена категории «ценность» и «ценностные ориентации», осмысление сущности ценностей, вообще и выделение тех из них, которые могут быть положены в основу процесса становления личности.
Учение о природе ценностей – аксиология – сформировалось сравнительно недавно, во второй половине XIX – начале XX века. Но еще в древневосточной философии человек был представлен как средоточие фундаментальных ценностей или добродетелей. Согласно Конфуцию (551-479 гг. до н.э.) древнекитайский «Жень» включал в себя понятие гуманности, проявляющейся в таких качествах как справедливость, верность, искренность.
Понятие «ценности» и «ценностные ориентации» возникли на стыке философии, социологии, психологии. Становлению этих категорий во многом способствовали работы М. Вебера, Т. Парсонса, M. Ронич, Л.С. Рубинштейна, П. Сорокина, В.П. Тугаринова и др. Большинство философов склонны относить к ценностям все то, что люди ценят, что удовлетворяет их потребности.
Ценность есть положительная значимость в системе общественно-исторической деятельности человека. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему.
Ценность – это не любая значимость явлений, а его положительная значимость; кроме того, эта значимость своим истоком имеет человека, его коренные цели и идеалы.
Ценности не могут рассматриваться отвлеченно от человека. Ценности объективны по происхождению и существованию, они становятся ценностью в момент их познания, оценки и удовлетворения потребностей человека. Ценность по своей природе объективна, её реализация связана с субъективным фактором, таким образом, ценности являются субъектно-объектной категорией (18).
А.Г. Здравомыслов отмечает, что ценности – это интересы, обособившиеся в ходе развития самой истории, благодаря развитию труда в сфере духовного производства. Объектами этих обособившихся интересов, предметами стремлений человека в данном случае выступает некое духовное содержание, состоящее в особой концентрации чувств и мыслей, воплотившееся в образцах прекрасного, истинного, доброго.
Особенность ценностей состоит в их динамичности. Еще С.Л. Рубинштейн отмечал, что переоценка ценностей, происходящая в жизни человека, явление нормальное, так как постоянно происходит перестройка отношений человека с миром, с другими людьми. Процесс переосмысления жизни человеком составляет его внутреннюю сущность, определяет мотивы его поведения.
Среди многочисленных точек зрения относительно определения категории «ценность» наиболее значимыми, для решения заявленной проблемы исследования, являются:
Ценность (ценное, благое) – это то, что содействует более полному развертыванию специфических, человеческих способностей и что поддерживает жизнь (36,с.286).
Ценности – это «ориентиры субъективной деятельности в мире социальных отношений» (1,с.155).
«Ценности – это осознанные смыслы жизни» (6,с.13).
Ценность – это «предмет человеческих потребностей», это свойство предмета, её основой является субъективное отношение индивида к вещам (13, с.64-70).
«Ценности – это обобщенные, устойчивые представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, в которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта …» (17, с.16).
Осмысление представленных определений категории «ценность» позволяет определить их значение в практике жизнедеятельности человека. При этом совокупность значений может быть представлена как культура, что не противоречит идее А.Н. Леонтьева о том, что значение – это та форма, в которой человек овладевает обобщенным и отраженным человеческим опытом (26. с.298).
«Ценность» как значение существует независимо от сознания человека, выступает как внешнее и обретает смысл лишь в его постижении, в присвоении ценностей, осуществляемое посредством перевода во внутренний план сознания. «Перевод» ценностей из объективной ценностной системы социума в субъективную ценностную систему человека осуществляется посредством образования, воспитания. Образование и его структурный компонент воспитание есть приобщение к ценностям как осознанном смысле жизни. Присвоить ценности – значит наделить смыслом значение объекта или явления образования необходимо присущих формированию человека.
Категория «ценность» используется для обозначения объектов и явлений их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих, благодаря этому как эталон должного. Содержание понятия «ценность» характеризуется через выделение целого ряда признаков, свойственных, так или иначе, всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Утверждается, что возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями и их свойствами, способными удовлетворить потребности общества, человека. С другой – ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления человеком, обществом. Подчеркивается, что ценность – это форма проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом. Ценности рассматриваются как все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений (5).
Более того, «Только тогда, когда мы рассматриваем общественное бытие человека в аспекте объект – субъектного отношения, мы можем зафиксировать явление ценности» (12, с.33).
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова ценность определяется как нечто, имеющее важность, значение (культурные ценности, духовные, материальные ценности).
В педагогической науке можно выделить, по крайней мере, два подхода к определению ценности.
Первый – онтологический подход, в рамках которого ценно все, что несет в себе какую-либо полезную для человека нагрузку.
Второй – гностический, в соответствии с которым в круг ценностей следует включать и оценочные категории сознания, рефлексию, предпочтения в выборе ценностей (ценностных ориентаций).
Направленность человека на ценности, составляет его ценностные ориентации, что обуславливает характер и содержание его отношений к миру, людям.
Становление ценностных ориентаций происходит в результате выбора целей и средств их достижения. Человек выбирает то, что имеет для него значение или представляет ценность.
Ценностные ориентации характеризуют через выделение целого ряда признаков, так или иначе присущим всем формам общественного сознания: значимости, нормативности, полезности, необходимости, целесообразности.
Ценностные ориентации – это система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей.
По представлению Э.В. Соколова, понятие «ценностная ориентация» является наиболее подходящей для того, чтобы выразить основную идею личности – идею соотнесенности общества и культуры с индивидом (34).
Ценностные ориентации – это рефлексивная установка на выбор ценности, отношение личности к предметам и явлениям окружающего мира, которое становится регулятором его поведения и отношения с людьми. А.Г. Здравомыслов (18) видит в ценностных ориентациях основу для формирования духовной структуры личности, определяющей ее устойчивость к меняющимся условиям социума.
Понятие ценностной ориентации выражает личностную значимость культурных ценностей, определенность и направленность различных видов духовной и практической деятельности.
А.Г. Спиркин указывает, что ценностные ориентации складываются у человека с раннего детства. Всякий предмет, любое событие, вообще все имеет объективную ценность, значимость, положительную или отрицательную ценность. Ценностные ориентации, по его мнению, тесно связаны с субъективно-творческим отношением личности к миру, с его практическим преобразованием (35).
Система ценностей входит в ядро личности и выступает в качестве мировоззренческой основы всех сфер и аспектов её жизнедеятельности.
Отсюда личная система ценностей всякого человека формируется на основе функционирующих в обществе систем ценностей. Ценности личности приобретают форму некоторой совокупности принципов понимания социальной реальности, собственного поведения и поведения других людей. Более того, ценности становятся (являются) регуляторами поведения.
Структура ценностных ориентаций личности в самом общем смысле может быть представлена тремя компонентами. Первый компонент – смысловой или когнитивный. В нем заключается социальный опыт личности, выраженный в знаниях. Второй компонент – эмоциональный. Он характеризует степень вовлеченности или переживаемости личностью своего отношения к ценностям, а также содержание, личностный смысл этого отношения. Третий компонент – поведенческий, который содержит конкретные планы действия в данной ситуации (37,38).
Применительно к культуре личности можно сказать, что ценность есть то, без чего существование этой личности полностью или частично теряет смысл.
Признавая ценности реальностью действительности, следует рассмотреть их классификацию с учетом характера, направленности воздействий, качества и других характеристик, раскрывающих смысловую нагрузку и содержание, в аспекте возможности их присвоения, интереса, знания.
Одну из классификаций ценностей можем наблюдать в работе Р.Б.Перри. Он различает ценности истинные и ложные, развитые и неразвитые, сложные и простые, позитивные и негативные, скрытые и активные.
Р.Б. Перри раскрывает четыре главных принципа градации ценностей: правильность, интенсивность, предпочтительность и включаемость.
Три первых принципа классифицируют ценности по их внутренним признакам и отнюдь не связаны с отношением какой-либо ценности к совокупности других. Последний принцип устанавливает формальную связь между данной ценностью и остальными.
Первый критерий – правильность – различает ценности по качеству знания, которое ориентирует интерес. Ценность правильна, если интерес правильно ориентирован. Если знание об объекте, то есть ориентация «склонности» не соответствует действительному отношению между объектом и склонностью, то ценность неправильна.
Второй критерий – интенсивность – находится в зависимости от силы энергии, требовательности интересов, с которыми ценности связаны. Сила интересов может быть результатом их упражнения, но может быть также и врожденной. Критерий интенсивности применим для различения нескольких фаз или состояний одного и того же интереса в одном и том же объекте.
Третий критерий – предпочтительность – различает ценности друг от друга и располагает их в ряд по степени предпочтения. Перри считает данный критерий самостоятельным, ибо он не определяется непосредственно ни интенсивностью интереса, ни осознанием последствий действия, ни теми возможностями выбора, которые существуют для нас в какой-либо ситуации. Этот критерий делает возможным сравнение нескольких объектов того же самого интереса. Познавательный интерес, например, может иметь перед собой различные объекты, при этом одни являются более предпочтительными, другие менее. Две ценности считаются равноценными, если они одинаково предпочтительны. Критерий предпочтительности Перри считает более высоким, чем критерий интенсивности. Интенсивность сама по себе увеличивает ценность, но интенсивные интересы обычно обладают значительной инертностью, «остаются на более низком уровне предпочтения».
Четвертый критерий – включаемость – характеризует интерес и соответствующую ценность со стороны их согласованности с другими интересами и ценностями, их способность быть включенными в какую-то более широкую систему в обществе или внутри отдельной личности.
Ценность любого объекта возрастает с увеличением числа согласованных интересов, которые на него направлены. Согласованность интересов достигается путем их взаимного участия друг в друге, путем опосредования их другими интересами и путем «рефлексии».
Критерий включаемости позволяет дать более высокую оценку интегрированной личности по сравнению с личностью, интересы которой изолированы друг от друга или находятся в конфликте.
Существенными дополнениями к рассмотренным принципам градаций ценностей являются типологии ценностей, которые в совокупности позволяют создать более полное представление о таковых.
Следует отметить, что существуют различные типологии ценностей, которые нашли свое отражение в многочисленных исследованиях В. Брожика (8, с.187-194), В.П.Выжлецова (16, с.75), В.В. Ильина (20, с.8-9,16), М.С. Кагана (21, с.54-57, 88, 132, 144-149), В.А. Караковского (22) и других.
Наиболее значимая для раскрытия сущности ценностей, на наш взгляд, является типология ценностей, представленная в работе В. Брожика.
Согласно его структуре ценностей первая типология отражает материальные и духовные ценности. «К материальным ценностям обычно относят «материальные блага», а к духовным – достижения познания, науки, культурные явления, искусство и т.п.» (8, с. 187).
Здесь же следует отметить, что данные категории ценностей присутствуют и в типологии разработанной В.П. Выжлецовым, куда наряду с материальными и духовными ценностями он включает социальные и экономические ценности (16, с. 75).
В структуре второй типологии В. Брожика, наблюдается разделение ценностей на действительные и «воображаемые». Действительная ценность – это то, что существует, воображаемая ценность – то, что субъект желает, представляет как ценность (8, с.189-190).
А.Я. Борисов и С.А. Жмуров (6, с. 16) считают, что в контекст данной типологии вписываются ценности спонтанные и ценности установленные, выделенные французским философом И. Гобри. Он говорит о четырех конкретных ценностях (польза, красота, истина, добро), которые справедливо рассматривать и как спонтанные и как установленные ценности. Классификация данных ценностей представлена в работе М.С. Кагана (21, с.57).
Спонтанные и установленные ценности (по И. Гобри)
Ценности спонтанные |
Ценности установленные |
|
Польза |
Витальные |
Экономические |
Красота |
Эстетические |
Художественные |
Истина |
Логические |
Научные |
Добро |
этические |
Моральные |
Третья типология ценностей, согласно В. Брожика гласит «по происхождению и по характеру выполняемых функций ценности можно делить на первичные, вторичные, третичные. Первичные ценности удовлетворяют биологические (хотя и очеловеченные) потребности человека. К ним принадлежат ценности всех основных средств существования, которые природа предоставляет человеку в состоянии, пригодном для непосредственного употребления. К вторичным ценностям относятся создания рук человеческих, и прежде всего средства труда. Это есть ценности, которые представляют собой опредмечивание рабочей силы, это продукты процесса труда. К третичным ценностям относятся средства коммуникации, которые служат специфическим общественным потребностям как условия воспроизводства сущностных сил общественного человека» (8, с.190-191). Аналогичные функции можно наблюдать в исследованиях американских социологов К. Ситарама и Г. Когделла, которые дополняют первичные, вторичные и третичные функции несущественными функциями. Характерным отличием их от выше рассмотренных является степень важности конкретных ценностей для представителей той или иной культуры.
В четвертой типологии различаются априорные и апостериорные ценности, которые основываются на генезисе потребностей. Априорные ценности – это ценности, являющиеся предметом врожденных потребностей человека (ценность пищи и тому подобное). Апостериорные ценности являются предметом потребностей, устанавливаемых обществом (культурные потребности) 82, с.191). Дополняют данную типологию три класса ценностей М. Дюфрена: блага, обращенные к обладанию (приятное, полезное, прекрасное); блага, обращенные к познанию (истинное); блага, обращенные к уважению (священное, гуманное, справедливое).
Содержание пятой типологии отражает ценности в их временной представленности: прошлые, сегодняшние и будущие. Прошлые ценности уже не всегда и не в полной мере удовлетворяют потребности человека, но, безусловно, остаются таковыми. Это в основном культурно-исторические ценности, на основании которых можно изучить становление человека, общества и других компонентов социокультурной действительности. Сегодняшние ценности – это ценности, которые представлены в реалиях сегодняшнего дня и которые человек присваивает для своего культурного и профессионального становления, удовлетворения потребностей. Будущие ценности могут существовать только в представлениях человека как проекты ценностной деятельности.
Шестая типология ценностей рассматривается с точки зрения цели, которой служит та или иная ценность. Сюда можно отнести финальные и инструментальные ценности. «Финальная ценность – это целевая ценность, которая будучи результатом процесса создания, ценностей, пробуждает у нас определенную потребность, поскольку выступает в качестве её предмета. Инструментальная ценность – это ценность средства, которое необходимо в качестве орудия создания финальных ценностей» (8, с. 194). В.В. Ильин в своем исследовании (20, с. 16) ссылается на родственную группу ценностей, обоснованную А.О. Бороновым и П.И. Смирновым. Они выделяют следующие группы ценностей: социально-целевые (Святость, Духовность, Знание, Мастерство, Дело, Слава, Власть, Богатство); социально-инструментальные (Право, Свобода, Справедливость, Солидарность, Милосердие); персонально-инструментальные (Жизнь, Здоровье, Сила, Ловкость, Красота, Ум); субъективно-целевые (Вещество, Энергия, Пространство), общечеловеческие. В.А.Караковский предлагает следующие общечеловеческие ценности: Земля(общий дом человечества, земля людей и живой природы); Отечество (единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная ему предками); Семья (начальная структура, единица общества); Труд (основа человеческого бытия); Знания (результат разнообразного и прежде всего творческого труда); Культура (великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так в особенности в духовной жизни людей); Мир (покой и согласие между людьми, народами и государствами); Человек (абсолютная ценность, «мера всех вещей») (22).
Применительно к физической культуре общечеловеческие ценности рассматриваются в работе М.Я. Виленского (11, с.27), который, отмечает, что гуманитарная значимость физической культуры проявляется через гармонизацию духовных и физических сил личности, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, телесная культура, повышенная работоспособность, физическое совершенство, хорошее самочувствие и др.
В седьмой типологии В. Брожика, ценности подразделяются на утилитарные, эстетические, правовые, религиозные и т.п. (8, с.194). Данная типология созвучна с ценностями, представленными в работе М.С. Кагана (21, с.88), где он говорит об эстетических, нравственных, политических, художественных, религиозных и экзистенциальных ценностях.
Соглашаясь в принципе с представленными градацией и типологией ценностей, считаем, что естественным транслятором ценностей социума в индивида, в аспекте становления его как личности является образование.
Однако существующее сегодня образования, как социальный институт передачи накопленного опыта (ценностей) не в полной мере отвечает потребностям становления личности, воздействуя в одном случае на социальную составляющую индивида (дисциплины естественно-гуманитарного цикла), в другом – на телесную (физическое воспитание).
Отсюда возникает потребность в выявлении и подборе адекватных видов образовательной деятельности, обеспечивающих направленное использование ценностей для позитивного становления личности.
Считаем, что физическая культура как ценность социума в аспекте своей процессуальной составляющей – физкультурное образование, может справедливо рассматриваться как одно из возможных направлений и механизмов становления личности.
Современное видение феномена физической культуры имеет весьма широкий спектр её толкования с позиции сущностного содержания и компонентного состава. Физическую культуру связывают с деятельностью, направленной на физическое совершенствование человека (9.19,32); с совокупностью интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов (29); с системой потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов, базирующейся на развитии физических качеств (19, 29); с формами её организации (17).
Понятие «физическая культура» многоаспектно по своему содержанию и может быть охарактеризовано с результативной, деятельностной, ценностной и функциональной сторон.
Результативный аспект физической культуры может быть рассмотрен с позиции человеческой деятельности, в которой создаются и достигают своего совершенства её специфические ценности.
Средства и методы физической культуры обеспечивают процесс деятельности, способствуя более эффективному и качественному решению задач, стоящих перед обществом в целом.
Функции физической культуры обеспечивают оздоровительный, развивающий, тренирующий, обучающий и др. эффект в становлении человеческой сущности.
Рассматривая физическую культуру как вид общей культуры справедливо отметить, что она сохраняет строение своей вышестоящей системы и может быть представлена предметной и личностной компонентой ценностей.
Предметные ценности физической культуры – материальные, воплощенные в спортивных сооружениях, оборудовании, инвентаре и т.д. и духовные, воплощенные в монографиях, учебниках, правилах, программах и т.д. постоянно используются в качестве средств и способов для физического совершенства людей в таких основных формах занятий физическими упражнениями, как физическое воспитание (корректное физическое образование), спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация.
Личностные ценности физической культуры – сформированные специальные знания и убеждения, двигательные навыки и умения, привычки к выполнению соответствующих норм и правил, основные физические и специальные качества и т.д. постоянно используются как средство и способы при выполнении человеком своих социальных обязанностей, способствуют более эффективному преобразованию природы и общества, созданию новых ценностей культуры в целом (14).
Таким образом, физическая культура связана с творческой деятельностью по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования людей и её социально значимыми результатами.
В.К.Бальсевич (1988), рассматривая проблему физической активности человека, выделяет две группы ценностей в физической культуре: общественную и личную (3). К общественной группе ценностей относятся: общий уровень знаний о методах и средствах физического развития и совершенствования человека; общий научно-технологический потенциал физической культуры, который составляет её интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, о правилах, методах и условиях их реализации при воспитании человека; накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи; опыт организации физической активности; общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих её популярность в обществе; уровень активности общества в сфере физической культуры (деятельность государственных и общественных институтов, деятельность политическая, организационная, пропагандистская, образовательная и воспитательная, финансово-экономическая и производственная). В группе личностных ценностей физической культуры на первое место ставятся уровень, глубина, полнота и основательность знаний о сущности и правилах физической подготовки, методах организации физической активности, о путях и средствах физического совершенствования, о законах функционирования своего организма и процессе физической активности и т.д. Все это вместе характеризуется как уровень физкультурной образованности. Другой комплекс ценностей физической культуры определяется совокупностью личностных физических двигательных достижений (физические качества, двигательные умения и навыки, работоспособность и т.д.). И, наконец, структура и направленность мотиваций физической активности человека, в основе которой лежит физкультурная образованность.
Позднее им же совместно с Лубышевой Л.И. уточнена и произведена систематизация ценностей физической культуры, которые представлены следующими образом: интеллектуальные (знания в области физической культуры, связанные с интеллектуальным потенциалом физической культуры личности); двигательного характера (лучшие образцы моторной деятельности, личностный и общественный физические потенциалы, в целом физическая подготовленность, работоспособность, здоровье человека); педагогических технологий (методики физического воспитания, физической тренировки, спортивной подготовки, умения и навыки организации физкультурно-спортивной деятельности); мобилизационные (связанные с рациональной организацией свободного времени, необходимостью быстрой оценки ситуации, принятия решений, возможностью самовоспитания и в целом с самоорганизацией стиля жизни, умением противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды); интенционные (общественное мнение, финансово-экономическое, материально-техническое и правовое обеспечение, а также мотивы, интересы, потребности, желание заниматься физкультурно-спортивной деятельностью). В данной взаимосвязанной структуре ценностей отражены наиболее значимые для жизнедеятельности человека и общества аспекты современного понимания физической культуры, которые имеют, несомненно, большое значение в становлении его как личности.
Изучая феномен физической культуры, М.Я. Виленский отмечает интериоризацию (усвоение и принятие в качестве своих) гуманитарных ценностей физической культуры, которая создает фундамент физической культуры личности, отражает глубокое понимание и убежденность человека в практической необходимости использования физической культуры, её социально-духовных ценностей и мотивационно-ценностных ориентаций.
Гуманитарная ценность физической культуры определяется соответствием его содержания целям наиболее полного включения человека в социокультурный контекст саморазвития и самоопределения личности.
К гуманитарным ценностям физической культуры он относит ценности, связанные с:
• самосознанием и самопознанием личности;
• самоопределением и самовоспитанием личности;
• самоутверждением и самореализацией личности;
• самообразованием и самосовершенствованием личности;
• самоорганизацией и саморегуляцией личности (10, с.4-10).
Говоря о ценностных ориентациях в сфере физической культуры и спорта можно выделить, по крайней мере, три формы их существования.
1-я форма ценностных ориентаций выступает как идеал, выработанный общественным сознанием, содержащий представление об атрибутах должного в различных сферах спортивной жизни молодежи.
2-я форма ценностных ориентаций может быть представлена в объективной форме, либо в виде произведений материальной и духовной культуры, либо в форме человеческих поступков. Являющихся конкретным воплощением общественных идеалов.
3-я форма – социально значимые ценностные ориентации, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личных ценностей, являясь одним из источников мотивации её поведения в сфере физической культуры и спорта.
Однако, как считает А.Я.Найн (31) ценности физической культуры не существуют сами по себе, а становятся таковыми, если отвечают потребностям человека.
Становится вполне очевидным, что фактором, объединяющим общественные и личностные ценности физической культуры, может служить физкультурное образование, которое справедливо рассматривать «передатчиком» их в личность для потребления и дальнейшего воспроизводства.
Анализ категории «ценность» позволил, выявит её статус как аксиологической формы культуры, что в контексте наших исследований предполагает выделение двух взаимодополняющих подходов к формированию базовой культуры школьников в процессе физкультурного образования: социально-психологический и культурологический. В рамках социально-психологического подхода физкультурное образование можно рассматривать в аспекте социализации личности, в рамках культурологического подхода – в аспекте культуры.
В основании социально-психологического подхода присвоения учащимися ценностей физической культуры (как приобщение человека к предшествующему опыту) в формировании базовой культуры находится положение Л.С. Выготского об интериоризации как механизме социализации, который представляет собой переход от интерпсихического социального к интерпсихическому индивидуальному способу жизни человека.
Исследуя проблему социализации как усвоения общественно-исторического опыта А.Г. Асмолов установил, что «процесс овладения индивидом общественного опыта характеризуется термином «присвоение», а для характеристики процесса вовлечения человека в систему социальных связей с другими людьми используется термин «приобщение» (2, с.115).
При этом «присвоение» и «приобщение» учащихся к общественному опыту, ценностям физической культуры не возможно без включения их в систему социальных связей, отношений, которые происходят через общение и деятельность во всем многообразии представленные в физкультурном образовании. Более того, ценность, вплетенная в «ткань» социальной и педагогической действительности, придает ей вполне определенный культурный контекст (25, с.115).
Исходя из положения, что ценности это осознанные смыслы жизни, направленность человека на ценности можно рассматривать как ценностные ориентации, В таком случае учащиеся, включенные в процесс физкультурного образования, направленно присваивают, ценности физической культуры, придавая им личностно-ценностный смысл. Личностные ценности ориентируют смысловую сферу учащихся на совершенствование своей телесной и душевно-духовной составляющих и характеризуют их отношение к физкультурному образованию.
На современном этапе познания и организации физкультурного образования в отношении направленного формирования базовой культуры школьников следует признать, что структура ценностей физической культуры может быть представлена материальным, духовным и художественным компонентами, отражающими соответственно совокупность материальных, духовных и художественных ценностей физической культуры; их потенциал в становлении сущностных характеристик базовой культуры личности (рисунок) (4,с.5-11; 23;с.23, 24,с.15; 28, с.56-58).
К материальным ценностям физической культуры относят тело человека, спортивный инвентарь и оборудование, спортивные сооружения, средства массовой информации, материально-техническое обеспечение научных исследований, естественные силы природы, среду обитания.
В аспекте рассматриваемой проблемы – формирование базовой культуры личности учащейся молодежи, следует признать, что в совокупности материальных ценностей, именно тело человека и его «окультуривание» является целью и результатом физкультурного образования. Более того, как отмечает С.С. Коровин (24,с.15) само тело, отражающее его принадлежность роду человеческому, есть уже проявление культуры – материальной основы для целенаправленного воздействия в становлении «духа» через «окультуривание» тела. Здесь же отметим, что материальные ценности физической культуры есть отражение и «опредмечивание» ценностей духовных, в силу того, что появление любой материальной ценности есть изначально «работа» интеллекта, духа человеческого и проявление духовной культуры социума. Основное же предназначение материальных ценностей – способствовать целенаправленному использованию ценностей духовных, обеспечение (посредством инвентаря и оборудования, спортивных сооружений) прогрессирующего развития физической культуры и её ценностного потенциала; становление потребностно-мотивационной сферы личности в физкультурном самосовершенствовании (в процессе освоения информационных ценностей и на основе материально-технического обеспечения научных исследований, в условиях естественных сил природы и среды обитания).
Однако наибольший эффект в становлении базовой культуры школьников обеспечивают духовные ценности. В частности, интеллектуальные ценности физической культуры представлены совокупностью научных и прикладных знаний в сфере физической культуры. К ним в самом общем смысле можно отнести знания и принципах построения процесса физкультурного образования; методах и средствах обеспечивающих наиболее эффективное становление биосоциальной природы личности; формах организации физкультурно-спортивной деятельности, способствующих избирательному и комплексному совершенствованию личности. При этом для успешной реализации процесса становления базовой культуры школьников необходимо, чтобы интеллектуальные ценности физической культуры были сопряжены со знанием тех сфер познания, которые непосредственно связаны с изучением человека в плане его развития, образования и деятельности.
Структура ценностей физической культуры
Педагогические ценности физической культуры достаточно тесно связаны с интеллектуальными и являются их своеобразным «продолжением». Педагогические ценности отражают выработанные на основе научных исследований, эмпирических данных, практического опыта наиболее эффективные способы трансляции ценностей физической культуры в личность. К педагогическим ценностям следует отнести разнообразные технологии и методики организации и реализации физкультурного образования; оздоровления людей и организации их рекреационной деятельности» физической (двигательной) и в какой-то степени психической и социальной реабилитации и адаптивной физической культуры. Проявление педагогических ценностей являются частные методики педагогических воздействий на становление различных двигательных и личностных состояний.
Двигательные ценности представлены модельными характеристиками двигательной подготовленности, отражающей в свою очередь качественно-количественные показатели физической (состояние физических способностей) и технической подготовленности (качество сформированности жизнеобеспечивающих, физкультурно-оздоровительных и спортивно-технических умений и навыков). Двигательные ценности и их присвоение обеспечивают становление моторной (двигательной) сферы личности; подготовку школьников к различным видам локомоций связанных с бытовой, производственной, учебной, досуговой деятельностью.
Существенное значение для практики физкультурного образования имеют мобилизационные ценности физической культуры, эффект от освоения которых, по мнению С.С. Коровина (23,с.27) необходимо рассматривать в двух главных аспектах.
1. Состояние развития (воспитанности, образованности, сформированности) совокупности двигательных и личностных способностей, отражающих готовность к практике общесоциальной и конкретной жизни и деятельности. В ходе освоения мобилизационных ценностей формируются сущностные характеристики компонентов базовой культуры личности –нравственный, эстетический, гражданский, трудовой, физический; совокупность потребностных личности двигательных качеств, значимых для практики жизнедеятельности.
2. Сформированность двигательных и личностных способностей, отражающих «избыточный» уровень готовности противостоять неблагоприятным факторам жизни и деятельности. В данном случае с освоением мобилизационных ценностей формируются характерные признаки здорового образа жизни; настойчивости и терпеливости; умения противостоять неудачам и «срывам»; готовность к действиям в экстремальных ситуациях с сохранением психоэмоциональной устойчивости. Освоением мобилизационных ценностей достигается эффективный «перенос» двигательных и личностных потребностей и способностей, сформированных физкультурным образованием на реальную практику жизни и деятельности.
Интенционные ценности физической культуры отражают в существенной степени фундаментальное отношение социума к физической культуре; уровень общественного сознания в отношении физической культуры и спорта. Интенционные ценности проявляются изначально в государственной политике к физической культуре: финансирование, строительство, наука, специальное образование. Проявление интенционных ценностей физической культуры на уровне общественного сознания выражается в престижности здорового образа жизни, популяризации спорта, отношение к национальным и интернациональным видам спорта, отношение к факторам «риска». К интенционным ценностям физической культуры следует отнести характер мотивации; иерархия общесоциальных ценностей и место в ней физической культуры; направленность социума и личности на занятия физической культурой и спортом.
Художественные ценности физической культуры есть отражение и «слитность» материальных и духовных ценностей (М.С. Каган, 1996), это художественное выражение совокупности материальных и духовных ценностей физической культуры. Существование различных художественных произведений, иллюстрирующих красоту человеческого тела, подтверждает их материальность и отражение культуры физической и в то же время выражают духовный потенциал, проявляющийся в нравственности, эстетике, гражданственности, этике взаимоотношений. Группу художественных ценностей составляют все художественные произведения, отражающие проявление материальных и духовных ценностей социума, сопряженных с физической культурой и ценностей самой культуры физической.