Профилактика является важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних стадиях. Она позволяет с меньшими затратами снять остроту социальной проблемы и повернуть процесс в более благоприятную сторону. Социальная профилактика – научно-обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности.
Социальная профилактика (предупреждение, превенция) – деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска»; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, который основывается на приоритете принципов законности и морали. В этой связи можно согласиться с точкой ряда исследователей проблем социальной работы, что в профилактике нуждается все население. Однако есть категории населения, которые нуждаются в ней в большей мере. Это дети, подростки, лица, ведущие аморальный образ жизни. При этом подходы к этим категориям людей со стороны специалистов социальных служб должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в них. Современный подход к социальной работе предполагает отход от прежней медицинской модели, которая была ориентирована только на лечение болезни, т.е. была направлена на оказание помощи. Сегодня важным представляется найти причины болезни, т.е. социальные и психологические факторы, которые вызвали негативные последствия [1; 305] .
Когда речь идет о мерах профилактики, то принято говорить об общих, специальных и индивидуальных мерах. Уровнями социальной профилактики являются:
1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Общими являются меры, не предназначенные исключительно для профилактики какой-то социальной проблемы, но объективно содействующие её предупреждению или сокращению (повышение образовательного, культурного уровня личности, совершенствование воспитательной работы). В 2004 г. В Казахстане был принят Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», который определяет правовые, экономические и социальные основы деятельности государственных органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности.
2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной. Специальные меры – это меры, направленные на решение определенной задачи, например профилактики беспризорности среди несовершеннолетних.
3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности [2].
Прогрессирующий рост различных проявлений девиантного поведения образует значительную для общества социальную проблему, которую необходимо решать своевременно и эффективно. В практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждениях и ведомствах по профилактике девиантного поведения сформировались определенные подходы на проблему в целом, предполагающие определенные способы борьбы и выбор конкретных направлений работы. Один из наиболее концептуальных способов – это информационный способ. Этот способ исходит из представления, что отклонения от социальных норм в поведении людей происходят потому, что они их не знают. Уже теоретическая посылка данного способа предполагает, что профилактическая работа должна направляться по пути информирования людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом. Это означает, что необходимо активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, художественную литературу и другие современные средства, поскольку их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания человека, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры.
Социально-профилактический подход предполагает широкое использование различных социальных учреждений с целью усиления профилактики девиантного поведения. Большая роль в рамках социально-профилактического подхода отводится процессам информирования населения о последствиях отклоняющихся форм поведения в следующих социальных организациях: школах, производственно-технических училищах и других учебных заведениях, различных специализированных учреждениях [3]. Поэтому социально-профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер. Государственная политика в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних осуществляется на принципах: законности; гуманного обращения с несовершеннолетними; поддержки семьи; комплексности применения мер профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних; индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; научной обоснованности; системности. Целью государственной политики является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем: содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями государства, достижениями национальной и мировой культуры; обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры; формирования правовых основ для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними [4].
Важно создать систему профилактики в каждом учебном заведении. Она должна включать как общие меры совершенствования учебно-воспитательного процесса, так и специальные целенаправленные психолого-педагогические, организационные меры предупреждения индивидуальных и групповых преступлений, как на уровне учебного заведения, так и на уровне учебных групп. Общие меры включают повышение качества всего учебного процесса, совершенствование его организации, методического уровня, предупреждение пропусков занятий учащимися без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятности учащихся после занятий и в свободное время полезными видами деятельности, активизация деятельности органов ученического самоуправления и др. Общие меры включают также меры воспитательные. Сюда относится не только «повышение воспитывающей роли обучения», но и гуманизация межличностных отношений педагогов с учащимися [5]. Система профилактики включает также организационно-правовые меры: создание в каждом учебном заведении соответствующих органов профилактики правонарушений учащихся; создание общественных формирований из числа взрослых учащихся и педагогов молодежного возраста; создание органов профилактики из учащихся, проживающих в общежитиях (советов, секторов, бригад и т.п.).
К специальным психолого-педагогическим мерам относятся: психодиагностические: изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц с повышенным криминальным риском, выявление их дружеских связей внутри училища (школы) и за их пределами; психокоррекционные: систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, руководство их межличностным общением; психопрофилактические: использование широкого диапазона мер ранней профилактики групповых правонарушений со стороны подростков, «вытесненных» из неблагополучных семей, а также из учебных коллективов групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы [5].
Реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К ним относят: профилактическую беседу, которая может носить информационный, консультационный характер; наблюдение; метод профилактического вмешательства; профилактические тренинги. Для оценки эффективности социально-профилактических мероприятий могут проводиться выборочные конкретно-социологические исследования путем изучения общественного мнения.
Таким образом, социальная профилактика девиантного поведения подразумевает всеохватывающий и комплексный характер, она должна отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований. Социальная профилактика – важнейшее направление социальной работы. Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. Важнейшими условиями, определяющими эффективность этой социальной технологии, являются также профессионализм субъекта воздействия и комплексный характер профилактического применения.