Осваивая и внедряя современные педагогические технологии в учебно-воспитательный процесс, учитель оценивает положительные результаты в деятельности учащихся, тем самым совершенствуется его мотивация, появляются новые потребности в изучении данной проблемы. Постепенно мотивационная направленность на нововведения, инновации становится стабильной.
Внедрение современных педагогических технологий, в частности технологии реализации целостного педагогического процесса, в конкретной школе осуществляется поэтапно.
На первом этапе на кафедре педагогики КазНПУ им. Абая и в ряде школ г. Алматы (№29, №36, №125, №27 и др.) под руководством Н.Д. Хмель, Н.Н. Тригубовой проводилась предварительная работа с учителями по освоению теории целостного педагогического процесса (консультации, научно-практический семинар и другие формы работы).
На втором этапе (по времени он может осуществляться попутно с освоением теории о ведущей технологии) центральное место занимает педагогическое проектирование уроков, внеклассных занятий, методики диагностики состояния учебно-воспитательного процесса в классе, школе в целом.
На третьем этапе осуществляется внедрение подготовленных проектов в практику, их корректировка.
На четвертом этапе подводятся итоги внедрения технологии реализации целостного педагогического процесса в практику школы. Кроме количественных данных по основным характеристикам учебно-воспитательного процесса (успеваемость, состояние ученического коллектива, социальная активность учащихся, портрет семьи учащихся класса) серьезное внимание уделяется показу творчества учителей (конференции, круглые столы, выставки, защита творческих проектов и др.).
По мнению Н.Н. Тригубовой и Н.Н. Хан, для вузовского педагога внедрение современных педагогических технологий имеет два аспекта:
«– средство повышения успешности обучения (сотрудничество обучаемых);
– пример для организации деятельности будущего учителя на основе комплекса традиционных и современных технологий» [1, с. 21].
Анализ поэтапной работы по внедрению в школы технологии целостного педагогического процесса показывает влияние данной деятельности на формирование творческого потенциала педагогов.
Как было отмечено выше, в освоении и внедрении педагогических технологий значительное место отводится проектированию.
Метод проектов в настоящее время широко применяется в образовательной деятельности.
Термин «проект» буквально означает – «замысел», «брошенный вперед». Проектирование, в свою очередь, – это процесс создания и реализации замысла решения какой – либо проблемы. Проектирование всегда начинается с практической проблемы, с противоречия, которое необходимо разрешить. Педагогическое проектирование – это одно из направлений деятельности в образовании, обеспечивающие решение конкретных педагогических задач на основе фундаментальных теорий.
Разработкой логики педагогического проектирования занимались ряд ученых (В.С. Безрукова, Н.Н. Грачев, Е.С. Заир-Бек, М.М. Поташник, О.Г. Прикот, В.Е. Родионов, Н.Д. Хмель и др.).
Под проектом в области образования понимается описание будущей деятельности, направленной на осуществление значимых изменений в учебной практике за определенное время с использованием ограниченного ресурса.
Проект обычно направлен на ликвидацию какого-либо серьезного недостатка, «разрыва» в образовательной практике. Элементарное проектирование является необходимым в повседневной работе учителя (при подготовке урока, внеклассного занятия, педагогической ситуации). Однако зачастую возникают и серьезные проблемы, требующие:
– поиска несколько иных возможных путей их разрешения;
– перестройки старой деятельности для более значимых результатов;
– кооперации субъектов деятельности для решения проблемы и др.
Процесс проектирования организуется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи: проектировщики выполняют анализ ситуации, формулируют проблему, идею проекта, выполняют технологическую разработку, разрабатывают план реализации, определяют средства и результаты работы (оценку успешности проекта).
Таким образом, в процессе проектирования ставится какая-то значимая практическая задача. По определению Ю.Н. Кулюткина, педагогическая задача – это модель практической ситуации, в которой представлено требование – снять возникшее противоречие, найти способы преодоления этого противоречия, возникшего на пути к достижению цели педагогического процесса [2].
Анализируя процесс решения педагогических задач, Ю.Н. Кулюткин выделяет три основных этапа: аналитический, проектировочный и исполнительский.
На первом, аналитическом, этапе учитель делает предметом своего анализа проблемную ситуацию, с которой он сталкивается. При этом анализе он использует рефлексию, в результате которой обозначаются новые задачи, которые предстоит решить с помощью соответствующих средств.
Проектировочный этап решения педагогической задачи предполагает поиск эффективных способов включения учащихся в деятельность. При этом учитель использует метод мысленного эксперимента (т.е. заранее «проигрывает» те ситуации, которые могут быть к реальной практике, предвосхищая предполагаемые результаты).
Практическая реализация запланированного проекта (исполнительский этап) характеризуется непосредственным взаимодействием учителя и учащихся, прямым контактом между ними, организации деятельности школьников, в результате которой формируются их ценностные ориентации, усваиваются знания, приобретается опыт (умения).
Таким образом, осуществляя названные этапы педагогического проектирования, учитель использует имеющиеся у него знания о педагогических технологиях, «добирает» путем поиска информации недостающие знания, проявляет свои творческие способности.
В этой работе (проектировании) учителю приходится «включать» критические мышление, которое, как показали наши диагностические замеры, находятся у них на низком уровне. Это естественно, так как долгие годы, в условиях тоталитарного режима, учителю предписывалось вести учебно-воспитательную работу по методическим разработкам, составленным по единому образцу. В настоящее время, когда возникла лавинообразная информация о новых педагогических технологиях, учителю трудно оценить их значимость и результативность. Поэтому в учительских коллективах осуществляется работа по формированию критического мышления. В этом плане методисты, ученые должны найти основания для доказательства эффективности главной технологии – технологии реализации целостного педагогического процесса [3].