Усиление интеграционных процессов в современном сообществе активизирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий, но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.
Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень общей культуры и активную гражданскую позицию.
Особое значение для разработки современной концепции гражданского воспитания, на наш взгляд, имеет обращение к отечественному наследию прошлого. Современные педагоги придают большое значение усилению гражданского воспитания учащихся в период социально-политических изменений в стране и признают ценность исторического опыта по формированию гражданской культуры, составляющей ментальность нации.
В этом аспекте обращение к трудам Мухаммеда Хайдара Дулати, прославленного государственного, политического деятеля средневековья, запечатлевшего историю Казахского ханства, формирования казахского этноса, представляет особую ценность. В его знаменитом труде «Тарих-иРашиди» показаны основы формирования гражданской культуры, опирающейся, прежде всего, на нравственную константу.
Важно, что воззрения ученого, назидания по вопросам гражданского и патриотического воспитания опираются на собственный опыт. Анализ педагогических идей М.Х.Дулати показывает, что вершиной воспитания ученый видит формирование гражданской личности с историческим сознанием, исполненной патриотических чувств. Политические особенности эпохи, динамизм исторических событий обусловили обостренный интерес М.Х.Дулати к вопросам подготовки молодежи к активной государственной, общественной деятельности, готовности молодых защищать Родину. М.Х. Дулати остро воспринимает проблемы современного мира и считает необходимым воспитывать в юношах гражданские, воинские, патриотические традиции, являющихся залогом стабильного существования этноса.
Целью работы является анализ воззрений ученого позднего средневековья М.Х. Дулати на гражданское воспитание. Книга «Тарих – и Рашиди», с одной стороны, представляет интерес как история развития политических отношений, политической культуры в нашем государстве, история воспитания военной психологии, а, значит, способна формировать у учащихся способность анализировать, адекватно оценивать политические события, рассматривать факты в исторической перспективе, т.е. развивает историческое, гражданское сознание. А с другой стороны, М.Х. Дулати демонстрирует современным педагогам цели и средства воспитания гражданской личности.
Методы исследования: анализ философской, историко-педагогической литературы, историко-сравнительный анализ творческого наследия М.Х. Дулати, отзывов на его деятельность авторов прошлого и современности; обработка полученных данных.
Вопросы гражданского воспитания возникают в творчестве Дулати неслучайно. Политический фон эпохи позднего средневековья подвигнул его к решению этих проблем. Динамичные исторические события, интеграция этносов во времена Мухаммеда Хайдара Дулати формировали единство индивидуальных побуждений человека и общественных притязаний. По этому поводу Молдабеков Ж.Ж. отмечает: «Динамичный образ жизни обогатил эмпирические действия человека и этноса, в большей степени поддерживал многообразие культуры народов» [5]. Историческая, культурная, духовная ситуации эпохи позднего средневековья обусловили такие особенности сознания М.Х. Дулати как философичность, поиски духовной и материальной стабильности внутри государства, этноса. Неудовлетворенность общественной жизнью, существовавшие противоречия социальной жизни подвигли ученого к поиску путей решения животрепещущих проблем современного ему общества. Опираясь на собственный многолетний опыт и наблюдения, он предлагает свод гражданских правил, которые, по его мнению, обеспечат порядок в государстве и всеобщее благоденствие.
В истории педагогических учений воспитание совершенной личности, обладающей нравственными категориями и добродетелями, является традиционным. Основное содержание воззрений предшественников Дулати на данную проблему, как известно, составляет поиск общественного идеала. Исследователи определяют сущность данных теорий следующим образом: «Этот идеал, чаще всего именуемый «Добродетельным градом», представлял собой гармоничное социальное целое, где место вероисповедных, имущественных и иных социальных антагонизмов занимали отношения сотрудничества и взаимопомощи» [4].
Решая проблему общественного идеала, М.Х. Дулати предлагает образ «благочестивого» хана, которому присущи добродетели и нравственные категории. Напомним, что идея о «совершенном человеке» изначально восходит к суфийской культуре. «Совершенный» у суфиев – это человек, избравший путь познания истины, который является для него смыслом жизни. Мусульманские теологи 16 века, например известный суфийский поэт Джами, представляют совершенного правителя как исламского пророка, борющегося, прежде всего, за чистоту веры. Мы считаем, что концепция Мирзы Хайдара все-таки более близка идеям восточных философов, в отличие от суфиев, утверждавших, прежде всего, добродетельный характер, общественную сущность «совершенной личности».
В предыдущей главе мы вкратце рассмотрели некоторые аспекты учений восточных мыслителей. Аль–Фараби в произведениях с красноречивыми названиями «Афоризмы государственного деятеля», «Гражданская политика», утверждает, что правитель – это творец государства, направляющий всю его деятельность, а «искусство правления выражается в практическом претворении в жизнь идей, стоящих перед государственным деятелем, и создании условий для достижения счастья» [2]. Аль-Фараби выдвигает «двенадцать врожденных природных качеств», которые необходимы главе добродетельного города.
Созвучные идеи находим в концепции Мирзы Мухаммед Хайдара, который в силу своего происхождения являлся сторонником просвещенной монархии. Таким образом, основным условием благоденствия и благополучия людей Дулати считает присутствие во главе государства справедливого, честного, образованного правителя, ссылаясь при этом на постулаты из Корана: «Если страна останется без правителя, то в ней непременно найдет дорогу явный ущерб, а жители ее от гнета и вероломства полностью будут уничтожены» [3, 323].
Само по себе повествование книги «Тарих-и Рашиди» как история ханов Моголистана является свидетельством признания автором важной исторической роли правителей в укреплении и возвышении государства. Дулати пишет: «Порядок и дела любой страны непременно придут в расстройство, если в ней нет правителя, подчинения приказу которого все жители признали бы обязательным и ни в коем случае не уклонялись бы от его распоряжений:
Мир без правителя – подобен телу без головы,
Тело без головы – ниже праха с дороги» [3, 186].
Политическую мощь государства, экономическую стабильность, социальную устойчивость М.Х. Дулати ставит в прямую зависимость от личных качеств ханов и султанов. В решении этого вопроса Мирза Хайдар проявляет приверженность суфийской теории, важным понятием которой является категория «муруа», т.е. «обладание качествами достойного». В понимании М.Х. Дулати это – прежде всего духовность, справедливость, честь, великодушие, аскетизм: «Если цель августейшего добиться одобрения Творца, то лучшего средства для этого, чем справедливость и оберегание подданных, нельзя и вообразить» [3, 82].
Концепция совершенной личности, размышления о справедливом правителе являются узловыми в истории восточной философской и педагогической мысли. Вслед за восточными гуманистами проблему социальной справедливости М.Х. Дулати решает с позиций гуманизма, нравственности, справедливости. Однако в отличие от предшественников, Мирза Хайдар не создает социальной утопии, а проводит тщательный анализ и предлагает конкретные условия, «без которых дела царства, как духовные, так и мирские не обретут порядка». Также как и многие воззрения Дулати, его теория воспитания «совершенной личности» обнаруживает общечеловеческую сущность, и потому не теряет своей актуальности и по сей день.
Мы считаем, что анализ автором «Тарих-и Рашиди» сложившихся социальных отношений в современном ему обществе, попытка систематизации основных положений политической теории доказывает активное стремление мыслителя усовершенствовать жизнь своих соплеменников, внести свой вклад в улучшение их социального положения. Правила управления государством, представленные ученым, основаны на принципах гуманизма, демократизма, стремлении к всеобщему благоденствию, счастью. Моральные качества, такие как честь, благородство, справедливость, мужество, рассматриваются им как неотъемлемые гражданские добродетели, обеспечивающие полнокровные, достойные отношения между людьми в социуме. Мирза Хайдар признает главенствующую роль правителя в делах страны, в укреплении политической и экономической мощи государства. Он справедливо полагает, что во главе государства должен стоять образованный, мыслящий человек, обладающий личным мужеством и отвагой, достойная, нравственная личность, совершенная духом и телом. Т.е. «совершенная» личность способна сделать совершенным все общество, весь мир.
Заметим, что правила управления государством, предложенные Дулати, направлены, прежде всего, на обеспечение и защиту прав всех граждан страны. «У подданных страны есть определенные права, которые должен обеспечивать государь, иначе он не избавится от мучений загробной жизни», – провозглашает мыслитель. Он убежден, что государь достоин почтения и уважения, сохранения в памяти потомков в случае, если он строго придерживается нравственных принципов и проявляет достаточную заботу о своих подданных, ограждая их от жестокости, войн, разорения. Мирза Хайдар вспоминает изречение своего учителя и наставника Султан Саид хана, «несколько советов и наставлений, на которых зиждется власть:
Ты кроме доброго имени ничего не ищи,
Ибо доброе имя никогда не стареет.
Стой на том, чего ты пожелаешь,
И думай о благополучии подданных [3, 193].
Память потомков – вот мерило и высший суд личности государя, его политики и законов. Причем стремление к добродетели, любовь к народу не должны быть пассивными. Жизнь, посвященная исполнению общественного долга, служению идеалам добра и справедливости – наполнена смыслом, является высшей ценностью. «Живи так, чтобы, когда ты умрешь, ты обрел бы спасение, и не живи так, чтобы когда умрешь, – от тебя бы спаслись бы другие, как сказано: Смерть справедливого означает смерть для хороших и жизнь для плохих людей, а смерть жестокого – это жизнь для хороших и смерть для плохих» [3, 372].
Личность, у которой нет «ни обилия прежних заслуг, ни способностей и прозорливости в делах управления государством, ни красноречия в беседах, ни знания хороших манер, ни твердости в благородных качествах», недостойна руководить людьми [3, 522]. Государством надо править для свершения благих дел, укрепляя устои государства, обеспечивая покой и мирное существование его гражданам, – так утверждает ученый, мыслитель Мирза Хайдар Дулати. Несмотря на убежденность Дулати в непоколебимости монархии, удаление законного, но несправедливого наследника власти от дел – справедливый и заслуживающий оправдания шаг. В злодеяниях государя, в его жестокости по отношению к нижестоящим, в разжигании вражды и смуты проявляется недальновидность, политическая несостоятельность главы государства.
Взгляды средневекового мыслителя являются оригинальными и прогрессивными в свете общественно – политической мысли того времени. В период господства абсолютной монархии стремление Дулати защитить народ, призвать правителей к справедливости, благоразумию, заботе о нижестоящих – это прогрессивный и демократический шаг. Верный последователь гуманистических принципов, мыслитель воспевает торжество человеческого разума, основным ядром которого, по его глубокому убеждению, является мудрость власти.
Традиционный для педагогических учений вопрос о назначении человека, о счастье, Мирза Хайдар решает с позиций общественной значимости личности, выдвигая на первый план нравственные категории: справедливость, гуманизм, милосердие. Теория Дулати – это, на наш взгляд, философское кредо ученого, государственного деятеля, которое выражает его общечеловеческое ценностное отношение к отдельным личностям, различным социальным группам, к явлениям политической и общественной жизни государства.
Мы уверены, что уроки гражданского воспитания по творчеству М.Х. Дулати, способствующие расширению знаний учащихся об истории становления нашего независимого государства, становлению активной гражданской позиции, демократических ценностей юного читателя, формируют стремление учащихся к активному участию в политической, общественной жизни страны, что является залогом гражданского мира и согласия в государстве в целом.
Гражданин – патриот своей родины, Мухаммед Хайдар Дулати, обращается к юношам с призывом об исполнении воинского, гражданского долга, который заключается в готовности защищать Родину, в укреплении могущества государства, в обеспечении мирного созидательного труда. В назидание он приводит слова своего наставника Султан Саид хана: «Если наши юноши не будут нести службу, то они не станут благовоспитанными людьми. Они будут теряться в крупных делах и перед толпой и в собраниях, где собираются благородные представители разных слоев населения как из хаканов и султанов, так и из эмиров и накибов, и люди не будут соглашаться с ними. Но если юноши будут служить старшим, то их глаза и душа привыкнут к такого рода делам и к их особенностям, и они будут чувствовать себя уверенными на тех и им подобным собраниях людей. Благодаря этой уверенности они обретут веру в глазах и в душе народа, а их достоинство станет причиной могущества в управлении миром» [3, 407].
Возрождение и укрепление воинских традиций – это неотъемлемая часть патриотического воспитания. Приведенный выше отрывок из «Тарих-и Рашиди», призывающий молодых к активному участию в государственной и общественной жизни своей страны, достоин стать эпиграфом современных уроков гражданского и патриотического воспитания. Назидания Мирзы Хайдара Дулати побуждают юных граждан задуматься об ответственности за свои поступки перед народом, о воинском долге молодых, который заключается в защите Отечества, укреплении устоев государства, о нравственной стороне патриотизма.
Очевидно, эти идеи не теряют своего значения и поныне. «Тарих-и Рашиди» содержит могучий арсенал воспитательных средств, который должен использовать педагог в преодолении социальной пассивности, ограниченности, характерной для некоторой части современной молодежи. В духовном развитии молодежи, в формировании гражданской позиции, патриотических чувств большое значение имеют примеры великих исторических личностей, сыгравших значительную роль в судьбе своего народа.
Во все времена у каждого народа существовали традиции воспитания патриотических чувств, любви к своей Родине как необходимое условие дальнейшего существования этноса, сохранения его самобытности и целости. Однако в последние годы педагоги, ученые, политики с тревогой отмечают аполитичность современной молодежи, отсутствие высоких патриотических чувств. Поэтому сегодня, когда самым главным для нашей республики является созидание новой государственности, продвижение ее в мировое сообщество, патриотическое воспитание учащихся – это краеугольный камень педагогики. Ведущее место в патриотическом воспитании играет формирование чувства принадлежности своему этносу, сопричастности его судьбе, возрождение нравственных, культурных ценностей, обычаев и традиций своего народа.
Патриотизм – нравственная добродетель, утверждаемая Мирзой Хайдаром Дулати. Борьба за независимость, поиск стабильности сделали патриотические тенденции значимыми во времена позднего средневековья. Многие годы проведший в изгнании, оторванный от Родины, он неоднократно возвращается мыслями в родные пенаты. «Всякая вещь возвращается к своему началу – и чистое золото, и серебро и свинец», – как писал о стремлении Дулати вернуться на родину знаменитый Бабур. Ностальгия, печаль по потерянным близким и друзьям, по мнению ученого Дербисалиева А., послужила толчком к написанию лирической поэмы «Жахан – наме». Патриотический аспект – один из важных сторон и исторической книги «Тарих-и Рашиди», тема, являющаяся едва ли не основной в творчестве Мирзы Хайдара.
Устами Великого предка казахов Касым хана Дулати провозгласил пророческие слова: «Мы люди степей. Здесь не бывает дорогих вещей и изысканных блюд. Самое большое наше богатство – лошадь, а самая вкусная еда – ее мясо; самый приятный напиток для нас – ее молоко и то, что из него приготовляется. В нашей стране нет садов и зданий. Местом наших развлечений является пастбище коней» [3, 401]. Многое изменилось с тех пор. Сегодняшний Казахстан – суверенное государство, признанное мировым сообществом, использующее современные достижения науки и техники, обладающее значительным потенциалом в области политики, экономики. Но слова могущественного хана казахов Касыма по-прежнему точно отражают исконные традиции и обычаи нашего народа, которые передаются из поколения в поколение, и должны быть священными для каждого казахстанца.
Главы книги «Тарих – и Рашиди», рассказывающие об этногенезе казахов, о приобретении ими исторического имени, об истории образования первого Казахского ханства – «Упоминание об особенностях жизни казахов и их султанов; о причине того, почему им дано это имя и о последствии их дела», «Об отъезде Султан Саид хана к Касим хану, к казахам», о родословной дулатов и другие, – способствуют расширению знаний юных читателей об истории становления нашего независимого государства, о первых шагах молодого Казахского ханства на политической арене.
Безусловно, велика роль популяризации политических, национальных традиций в становлении нашего государства, укреплении национальной идеи. Уроки истории, запечатленные на страницах «Тарих-и Рашиди», напоминают о судьбоносных событиях в казахской степи и обнаруживают преемственность проблем прошлого и современного в аспектах государствостроения, становления независимости, укрепления национального духа.
Как и много веков назад, наше исконное богатство – «это степь, и ее дела не потерпят такой лености и мягкости». Кочевой степной дух, ментальность казахов, лучшие национальные качества: честность, отвага, справедливость, терпимость, гостеприимство, позволили нашим предкам обрести и отстоять свой суверенитет. Ныне мы также стоим у истоков независимости Казахстана. Современные условия в нашей Республике делают актуальными многие идеи и выводы ученого. Только беззаветная любовь к Отечеству, знание ее многовековой героической истории, чувство гражданской ответственности за судьбу родины способны консолидировать общество, укрепить устои государства.
Сам вопрос о формировании казахской государственности является узловым в системе проблем отечественной истории, который долгое время не имел объективного освещения в научной и общественной среде. Поэтому достоверные сведения Мирзы Хайдара о точном времени образования, о событиях, способствовавших образованию государственности казахов, уже сами по себе формируют и углубляют патриотическое сознание казахстанцев. Более того, основываясь на сведениях «Тарих-и Рашиди», отечественные исследователи утверждают временную первостепенность государственных объединений тюрков: «Наша земля родина не только ученых, мыслителей, пророков. Здесь родились первые племенные союзы, которые легли в основу древних империй кочевников, в дальнейшем приведших к образованию конфедерационных объединений. По существу прототюрки являются основоположниками древних государственных образований в истории человечества» [7].
В «Тарих-и Рашиди» представлены величественные фигуры политических деятелей, с именами которых связано образование самостоятельной государственности казахов, это, прежде всего, первые степные ханы Джанибек и Гирей, Касым. В книге Дулати предстает целая галерея ярких личностей, вписавших значительные страницы в историю и культуру казахского народа.
Мирза Хайдар счел обязательным охарактеризовать жизнь и деятельность великого Касым хана (1512-1521 гг.), потому что «если коротко не рассказать о нем, повествование останется неясным». М.Х.Дулати свидетельствует, что Касым-хан, умело используя политическую обстановку в Центральной Азии, утвердил свое господство над обширными степными пространствами: «…он подчинил своей власти весь Дашт-и Кипчак, так, как никто после Джучи хана не смог этого сделать» [3, 404]. Благодаря объективной оценке Мирзы Хайдара, мы получили сведения о могуществе казахского ханства, возглавляемого мудрым и дальновидным лидером. Ссылаясь на «Тарих – Рашиди», отечественные историки утверждают: «Касым-хан, несомненно, один из выдающихся правителей первого казахского государства. Своими благими деяниями, твердой волей и политической мудростью он добился того, что государство казахов стало сильным, в нем царило благополучие, и другие страны с уважением на него взирали» [7]. Впервые после монгольского завоевания территории Казахстана были объединены в одном государстве почти все казахские роды и племена. Именно при Касым хане о казахском государстве узнали в западных странах, начались посольские контакты с Казахского ханства с Московским государством.
Знание истории политических лидеров Казахстана, представленных в «Тарих-и Рашиди» – это часть общего патриотического воспитания. Знание великих имен своего народа, гордость за их деяния – это важная часть национальной интегральной идеи, программы казахстанской консолидации.
Мирза Хайдар показывает потомкам пример тонкого ведения дискуссии, подкрепленной примерами, восточными притчами, народными преданиями. Призывая юношей к активному участию в государственной, политической жизни страны, к уважению традиций родной земли, М.Х. Дулати не игнорирует обычаи других народов. В этом кроется важное зерно гуманистических воззрений ученого, проявляющееся в космополитических идеях, идеях единства всего человеческого рода, провозглашенные восточным мудрецом.
В настоящее время имеются исследования по вопросу изучения роли казахской государственности в аспекте динамики международных отношений, опирающиеся именно на сведения «Тарих-и Рашиди». Абдакимов А., комментируя вопрос о военных столкновениях кочевников, пишет: «Периодически между ними возникали разногласия по проблемам политического, экономического, территориального характера. Военные действия во многом вызывались политикой соседних империй…» [1].
Особенности этнической ситуации в Казахстане, полиэтнический и поликонфессиональный состав его населения, общая политическая ситуация в мире выдвигают сегодня на первый план задачи интернационального воспитания, одним из аспектов которого является формирование культуры межнационального общения.
Идеи уважения к собственной национальной культуре, к традициям иных народов лежит в основе современного воспитания так называемой «поликультурной» личности, наиболее общее определение которому, дает профессор Наурызбай Ж.Ж.: «Под поликультурной личностью нами понимается индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Мы считаем, что глубокое знание собственной культуры для него – фундамент заинтересованного отношения к другим, а знакомство со многими – основание для духовного обогащения и развития» [6].
Творческое наследие М.Х. Дулати, безусловно, способствует укреплению прогрессивных национальных традиций, одной из которых является уважение к иным культурам и конфессиям. Известный востоковед Юдин В.П. в статье «Мирза Мухаммед Хайдар доглат и его труд», оценивая историографическое значение «Тарих-и Рашиди», пишет: «…достаточно сказать, что если бы «Тарих-и Рашиди» не была написана, то мы ничего не знали бы по истории Могулистана и Восточного Туркестана 14- первой половины 16 века или знали очень мало. Но значение «Тарих-и Рашиди» не исчерпывается той суммой сведений исторического характера, которые в ней содержатся» [7].
Действительно, книга Мирзы Хайдара не только представляет интереснейшие сведения об истории, культуре многих народов Центральной Азии, но и демонстрирует уникальный опыт сосуществования этносов, цивилизаций, культур и различных вероисповеданий в одном государстве. Знание истории и культуры казахстанского народа, изучение традиций взаимодействия различных этнических групп являются решающим фактором в формировании так называемой казахстанской идентичности, что предполагает развитие общеказахстанской культуры, осознание гражданской общности всех казахстанцев.
Мирза Мухаммед Хайдар Дулати, средневековый ученый и путешественник, демонстрирует пример уважительного отношения к другим культурам, к иным вероисповеданиям. Его рассказы о народах Тибета, Кашмира и других исполнены истинного научного интереса, искреннего уважения к представителям различных цивилизаций. Научный интерес Дулати к исследованию быта, традиций, географических особенностей, климата других стран, доказывает его высокие стремления, широту взглядов, демократизм и прогрессивность мышления.
Миротворческие взгляды М.Х. Дулати важно использовать в современном интернациональном воспитании подрастающего поколения. Демонстрация и анализ принципов терпимости, общечеловеческой солидарности с другими народами, которые были характерны для мировоззрения средневековых тюрков, опровергают существующий в современной западной литературе взгляд о мусульманской культуре как крайне фанатичной и нетерпимой к традициям и культуре иных конфессий.
Однако в творчестве М.Х. Дулати имеют место высказывания об отвержении иноверцев, о необходимости джихада – «священной войны». Но, это, на наш взгляд, требование шариата, исполнение постулатов которого считал обязательным для себя глубоко верующий мусульманин Мирза Хайдар. Его взгляды соответствовали общественному сознанию эпохи, в которую ученый жил и творил. В эпоху формирования крупных этнических объединений религиозная война была способом сохранения и укрепления независимости. Действительно, ислам стремился расширить свои «духовные» границы не только за счет миссионерской деятельности, но и посредством завоевательных походов. Однако прозетелизм или стремление распространить свое влияние среди иноверцев был свойственен многим мировым религиям. Мы считаем, что религиозные догматы были творчески осмыслены мыслителем и предстали в его концепции как синтез прогрессивных философских и теологических идей. Ислам, как известно, в переводе означает «мир» и призывает к согласию всех народов. В целом, верующий мусульманин, истинный ученый, пытливый исследователь, М.Х.Дулати с интересом и уважением рассказывает о традициях и обычаях других народов, отвергая насилие, провозглашая гуманистические, миротворческие идеалы.
В настоящее время, когда как никогда возрастает значимость гуманистических устремлений, общечеловеческих ценностей, идеи Мирзы Хайдара приобретают особое актуальное звучание. Приверженец суфизма, отрицающий религиозный фанатизм и утверждающий космополитическую идею о равенстве народов различных вероисповеданий, Дулати уверен, что «все владения мира во всей вселенной не стоят того, чтобы капля крови пролилась на землю». Исследователи – медиевисты подчеркивают космополитический характер исканий, характерный в целом для всей духовной культуры позднего средневековья. И суфии, и философы средних веков провозглашали гуманистическую идею о единстве людского рода. Идеи гуманизма, миротворчества пронизывают всю произведение «Тарих-и Рашиди». Просвещенный ученый, М.Х. Дулати неоднократно гуманистические идеи о необходимости сохранения мира и единства внутри государства, добрососедских отношений с сопредельными странами как важного условия успешной и плодотворной жизнедеятельности социума, этноса, государства. «Мир, о, сын, не есть царство вечное, Нельзя надеяться на постоянство его», – восклицает Мирза Хайдар. Мыслитель 16 – века размышляет с горечью о том, что насилие и война «разрушает жизнь и государство».
Резюмируя основные положения теории восточного мыслителя по вопросам гражданского и патриотического воспитания, скажем, что традиционный для восточной культуры вопрос о назначении человека, о счастье, Мирза Хайдар решает с позиций общественной значимости личности, выдвигая на первый план нравственные категории: справедливость, гуманизм, милосердие. Это, несомненно, сближает его взгляды с идеями великих ученых Востока.
В процессе становления патриотического сознания учащихся огромную роль играет изучение богатейшей истории нашего государства, которая богата примерами солидарности, мирного разрешения политических конфликтов, сотрудничества, взаимопомощи между различными народами. Знакомство учащихся с богатыми патриотическими, интернациональными традициями нашего народа, несомненно, важная часть становления мировоззрения и мироощущения подрастающего поколения, сознания того, что казахская культура самобытна, глубока, и достойна занимать свое место в ряду других мировых культур. Мирза Мухаммед Хайдар продемонстрировал в своей книге традиции мирного сосуществования, плодотворного взаимодействия различных этнических групп. Именно исторически сложившиеся отношения обеспечивают нынешнюю стабильность в нашем государстве, которая приобретает особое значение на фоне общей сложной политической ситуации в мире. Этот факт дал возможность Президенту Республики с гордостью констатировать: «Казахстан – одно из немногих государств на постсоветском пространстве, сумевших выстроить хорошие стабильные взаимоотношения со всеми странами, не нанося ущерба своим стратегическим интересам».
Согласно концепции исследования целью гражданского воспитания учащихся выступает гражданская культура личности, являющаяся показателем активного гражданства, инициативного поведения и практического соучастия в общественных делах. Содержание гражданского воспитания составляет нравственный, правовой и политический аспекты, выражающиеся соответственно в нравственной, правовой и политической культуре, тесно связанных с гражданской культурой. Нравственная культура составляет основу гражданственности, являющейся интегративным качеством личности.