Жидкая вода – это главная отличительная черта Земли. Она представляет собой неотъемлемую часть любых живых организмов для поддержания их жизнедеятельности. Огромную роль вода играет и в хозяйственной деятельности человека, ее используют в сельском хозяйстве, различных отраслях промышленности, повседневной жизни.
На сегодняшний момент в связи с интенсивным развитием научно-технического прогресса, экономики и торговли резко возросло отрицательное влияние антропогенного воздействия на среду обитания и водную среду, в частности. Так, локальная деятельность человека около прибрежных вод Байкала приводит к изменению всей экосистемы уникального озера, возникновению экологического кризиса и, как следствие, гибели организмов-эндемиков [2]. Впоследствии негативное воздействие человека в долгосрочной перспективе начинает отрицательно влиять на созданную им антропогенную природу, подрывать общественные и экономические отношения. Примером может послужить запрет Россельхознадзора в июне 2015 года поставки в Россию рыбной продукции из Латвии и Эстонии. Эта мера была связана с тем, что в ней было выявлено содержание вредных веществ, которые в последнее время стали концентрироваться в бассейне Балтийского моря из-за хозяйственной деятельности человека [9].
В целях регулирования отношений в области использования водных объектов, их охраны и снижения негативного антропогенного влияния на водную среду в целом, в России, как и в других странах, сформировалось водное законодательство и соответствующий институт юридической ответственности за его нарушение.
Из-за особой значимости воды как универсального ресурса для жизнедеятельности всех организмов и человека, а также ухудшение экологической обстановки во время использования водных ресурсов, раскрытие темы о юридической ответственности за нарушение водного законодательства остается актуальной.
Целью работы выступает анализ юридической ответственности за нарушение водного законодательства как правового института, отражающего тенденции развития охраны водных объектов.
Материалом для исследования послужил в первую очередь Водный Кодекс Российской Федерации, как центральный документ в водном законодательстве, и связанные с ним Уголовный Кодекс, Гражданский Кодекс и Кодекс об административных правонарушениях РФ в области юридической ответственности за нарушение норм водного законодательства. Также в работе предметом изучения являются судебная практика и труды Б.В. Ерофеева, Е.А. Пановой, А.А. Гогина.
Прежде чем приступить к разбору самого института юридической ответственности за нарушение водного законодательства, необходимо раскрыть понятие водного законодательства и предмет его регулирования.
В процессе рассмотрения Водного Кодекса РФ можно сделать вывод, что водное законодательство не ограничивается рамками вышеуказанного закона. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов, встречаются также и в федеральных законах (примером может послужить Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), законах субъектов Российской Федерации (Закон Астраханской области от 19 ноября 2014 г. № 77/2014-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования охраны окружающей среды и сохранения биологического разнообразия на территории Астраханской области»), указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 79 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов), нормативно правовых актах федеральных органов исполнительной власти (Приказ Минприроды России от 13 июня 2009 г. № 87 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства»), нормативно правовых актах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в актах органов местного самоуправления, регулирующие водные отношения.
Главенствующую роль в регулировании водных отношений играют Водный Кодекс РФ и связанные с ним федеральные законы. Именно в Водном Кодексе РФ закреплены основы использования и охраны водных объектов, принципы водного законодательства, порядок предоставления водных объектов в пользование. В данном Кодексе уделяется внимание и ответственности за нарушение водного законодательства.
Таким образом, водное законодательство России представляет собой систему нормативных актов, регулирующих соответствующие общественные отношения.
После проведенного анализа системы водного законодательства стоит обратить внимание на предмет его регулирования.
Статья 4 Водного Кодекса РФ определяет, на что направлено регулирование водного законодательства. В соответствии с вышеуказанной статьей, таким предметом выступают водные отношения. В то же время законодатель не раскрывает понятие водных отношений, однако, при изучении Водного Кодекса РФ, бросается во внимание неоднократное повторение слов «использование» и «охрана». В Кодексе присутствуют статьи, регулирующие порядок использования водных ресурсов и водных объектов (например, Статья 9 и даже целые Главы 3 и 5), а также их охраны (Глава 6).
В итоге, с учетом результатов изучения норм Водного Кодекса, можно сделать вывод, что водными отношениями являются урегулированные нормами водного законодательства общественные отношения в сфере использования и охраны водных объектов и ресурсов.
В целях неукоснительного соблюдения водного законодательства и правопорядка во время реализации субъектами водных правоотношений законодатель закрепляет меры государственного принуждения к виновному лицу за нарушение норм нормативно правовых актов. Такими мерами выступает институт юридической ответственности.
Ответственности за нарушение водного законодательства посвящена Глава 7 Водного Кодекса РФ. Так, в соответствии с ч. 1 статьи 68 за свое противоправное поведение лица несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом привлечение к ответственности, согласно ч. 2 статьи 68 не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный вред.
Статья 69 дополняет те положения, которые закреплены в вышеуказанной части. Данная статья посвящена возмещению вреда, причиненного водным объектам вследствие противоправных действий субъекта. Именно в статье 69 раскрывается гражданско-правовая составляющая ответственности за совершенное нарушение. Согласно ч. 1 статьи 69 лицо, причинившее вред водным объектам, возмещает его добровольно или в судебном порядке. В то время как норма, закрепленная в ч. 2 вышеназванной статьи, отсылает к Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87 [1]. Примером может послужить решение Мценского районного суда по гражданскому делу под номером 2-54/2013, по которому акционерное общество «Сахарный комбинат «Отрадинский» в результате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в реки Ока и Лисица обязано возместить причиненный водным объектам ущерб [7].
Таким образом, Водный Кодекс дифференцирует меры принуждения, которыми, руководствуясь анализом главы 7, являются административные и уголовно-правовые санкции в сочетании их с гражданско-правовыми средствами. Возникает связь между запретами, ограничениями и требованиями, которые находят свое выражение в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном Кодексе РФ [5].
Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства переходит в плоскость административного и уголовного права, где находит свое закрепление в статьях Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного Кодекса РФ.
Так как водное законодательство является ответвлением экологического, то законодатель не отделяет нарушение водного законодательства от экологических правонарушений, помещая статьи о нарушениях в сфере водного законодательства в главы, посвященные экологическим преступлениям и проступкам [6].
Из анализа административного и уголовного законодательства, выделяются следующие признаки, присущие всем экологическим правонарушениями, в том числе и в сфере водного законодательства:
1) противоправность, то есть наличие запрета на действия (бездействия), установленные нормой экологического или иного права;
2) виновность – наличие вины, участие в совершении преступления или проступка;
3) наличие санкции за нарушение запретов и их применение уполномоченными органами;
4) специфика объекта посягательства, которому причиняется вред (в случае с водным законодательством, таким объектом являются водные отношения);
5) субъектность как указание на статус, качества, свойства либо принадлежность физических и юридических лиц, привлекаемых к ответственности;
6) общественная опасность, отражаемая указанием на объект и объективную сторону посягательства, прежде всего последствия;
7) в имеющихся нормах-определениях устанавливается тип составов правонарушений.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21, при рассмотрении дел об экологических правонарушениях судам следует руководствоваться положениями гражданского, административного, уголовного и иного отраслевого законодательства [3]. Поэтому во время применения норм при нарушениях уполномоченным на то лицам следует обращать внимание на специальное экологическое законодательство, в случае с нарушениями водного законодательства подобными нормативно правовыми актами считаются Водный Кодекс РФ и связанные с ним документы.
После определения отраслей права, где содержатся нормы об ответственности за нарушение водного законодательства, следует раскрыть понятия административного водного проступка, зафиксированного в Кодексе об административных правонарушениях, и экологического преступления – в Уголовном Кодексе РФ.
Административным водным проступком является посягающее на экологический порядок, права и свободы граждан в области охраны и использования водных объектов, право собственности на водные ресурсы противоправное виновное действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред водным объектам и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Экологическое преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, выраженное в виде действия или бездействия, посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, на экологическую безопасность населения и территорий, и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов.
Во время формирования понятий административного проступка и экологического преступления бросается во внимание их обеспечение специальными мерами государственного принуждения, которые и представляют собой сущность юридической ответственности. Так, за нарушение водного законодательства предусмотрена соответственно административная и уголовная ответственность.
Для лучшего понимания института юридической ответственности за нарушение водного законодательства и механизма его применения стоит обратить внимание на классификацию нарушений водного законодательства.
Удачную группировку нарушений приводит Б.В. Ерофеев. В его классификации все нарушения водного законодательства можно подразделить на следующие группы:
1) нарушения права государственной, муниципальной и частной собственности граждан на водные объекты (купля-продажа, обмен водных объектов, дарение), переуступка права водопользования и другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на водные объекты РФ, входящие в состав водного фонда, а также самовольный захват водных объектов и самовольное водопользование (ст. 7.6, 7.8, 7.10 КоАП РФ);
2) загрязнение, заражение, засорение и истощение водных объектов как составных частей окружающей среды, непринятие мер по предотвращению вредного воздействия вод (ст. 8.13 КоАП РФ; ст. 250, 252 УК РФ);
3) нарушение порядка водопользования, установленного режима вод, учета водных объектов, состояния и эксплуатации водохозяйственных гидротехнических и иных сооружений (ст. 7.2, 7.7, 8.9, 8.14, 8.15, 8.19 КоАП РФ; ст. 253, 256 УК РФ) [4].
Стоит отметить, что ч. 2 статьи 68 Водного Кодекса РФ устанавливает, что привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, государство принимает необходимые меры для обеспечения охраны и рационального использования водными ресурсами. Одним из таких мер является институт юридической ответственности за нарушение водного законодательства, который направлен на обеспечение законности и правопорядка в стране. Свое выражение юридическая ответственность получила в таких нормативно правовых актах, как Водный Кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс РФ. Таким образом, ответственность за нарушение водного законодательства носит комплексный характер, поскольку соответствующие меры закреплены в различных законах.
Сущность нарушения водного законодательства (преступление или проступок) проявляется в противоправном, социально-вредном виновном деянии в форме действия или бездействия субъектов водных отношений.
Законодатель, принимая во внимание те последствия, которые могут наступить при нарушении водного законодательства, в целях обеспечения законности и правопорядка и предупреждения совершения новых нарушений в данной области обращается к административному и уголовному праву, закрепляя в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном Кодексе РФ соответствующие нормы.
Действия законодателя привели к положительному результату. Так, согласно анализу Федеральной службы государственной статистики с 1998 по 2017 гг., показатель экологических преступлений достиг своего максимума в 2009 году, составив 46607 преступления за год. Но с 2010 года этот показатель начал стремительно снижаться и на сегодняшний день упал почти в 2 раза, составив на 2016 год 23688 совершенных экологических преступлений [8].
Однако усилия государства будут напрасны без осознания населением России всей значимости воды как источника всего живого на планете, дающего, как писал Антуан де Сент-Экзюпери, «…бесконечно простое счастье». Поэтому в долгосрочной перспективе необходимо уделять внимание не только совершенствованию законодательства, но и проведению профилактических и воспитательных мер с населением, направленных на формирование бережного отношения к водным объектам и ресурсам.