Любой экономический субъект не может существовать отдельно от общества, он находится в тесной взаимосвязи с рыночной экономикой. Эта связь проявляется во-первых в потреблении необходимых ресурсов (факторов производства), а во-вторых в реализации собственной продукции. Следовательно, экономика фирмы должна исследовать отношения отдельных фирм с другими хозяйственными единицами и с рынком. При этом она рассматривает хозяйственный процесс, как в целом, так и с точки зрения интересов отдельной фирмы.
Экономика фирмы тесно связана с микро- и макроэкономикой, но не тождественна им. Экономика фирмы является самостоятельной экономической дисциплиной, предметом изучения которой является деятельность фирмы, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.
Фирма функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.
Наличие разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения. К ним относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства, и др.
Фирма в своей деятельности занимается не только хозяйственными проблемами, но и техническими, правовыми, социальными, психологическими, физиологическими и этическими вопросами. Это области изучения различных социальных наук и специальных экономических дисциплин, результаты и выводы которых необходимо учитывать при организации и осуществлении деятельности фирмы.
Данное учебное пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 – «Экономика» (уровень бакалавриата), зарегистрированного Минюстом России 30.11.2015 № 39906 и предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению 38.03.01 – «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика предприятий и организаций», а также может быть использовано для подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 – «Менеджмент».
Дисциплина Б1.Б.17 – «Экономика фирмы», относится к базовой части программы бакалавриата по направлению 38.03.01 – «Экономика», является обязательной для освоения обучающимся по профилям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика предприятий и организаций» и тесно связана с такими дисциплинами, как «Б1.Б.6.1 Микроэкономика, Б1.Б.15 Финансы, Б1.Б.13 Региональная экономика, Б1.Б.8.2 Экономическая статистика, Б1.Б.12 Менеджмент.
Настоящее учебное пособие выполнено коллективом авторов-преподавателей кафедры экономики и менеджмента Волгоградского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, имеющими опыт практический работы: Булетовой Натальей Евгеньевной, Карабинцевой Светланой Александровной, Копыловым Сергеем Ивановичем, Кособоковой Екатериной Вячеславовной, Кравченко Еленой Николаевной, Кузибецкой Галиной Владимировной, Мониной Еленой Сергеевной.
Целью данного учебного пособия является формирование компетентных профессиональных знаний бакалавров по направлению 38.03.01 – «Экономика» при решении научно-практических задач в процессе разработки и принятия хозяйственных решений деятельности фирмы, традиционно вызывающие сложности у студентов, кратко изложив сущность темы.
Учебное пособие состоит из 5 глав, каждая из которых включает разделы, раскрывающие данную главу.
1. Предприятие в условиях рыночной экономики.
2. Экономические ресурсы фирмы – использование и управление.
3. Организация производства.
4. Основные показатели деятельности фирмы.
5. Планирование деятельности фирмы, включая темы по оценке инновационной и инвестиционной деятельность фирмы.
Последовательное, четкое структурное разделение представленного материала по разделам, подразделам в соответствии с темами учебного плана дисциплины позволяет более эффективно организовать процесс обучения, с учетом закрепления материала по изученной теме соответствующими практическими заданиями, которые состоят из: вопросов для самоконтроля по разделу, примеров решения задач по тематике данного раздела, задач для самостоятельного решения, примеров тестовых вопросов сформированных по уровням сложности.
Являясь прикладной дисциплиной, в экономике фирмы широко используются методы исследования, характерные для прикладных экономических наук. В учебном пособии большое значение уделено применению методам статистического наблюдения и сравнительного анализа, которые дают возможность накапливать и сопоставлять частные и обобщающие экономические показатели, анализировать динамику предприятия, сравнивать результаты его деятельности с показателями других хозяйствующих субъектов с целью выявления наилучших результатов.
Успешное изучение дисциплины Б1.Б.17 – «Экономика фирмы» в современных условиях возможно лишь при условии умелого соединения следующих основных моментов:
– знания общеэкономической теории;
– наличия конкретных экономических знаний и навыков;
– умения использовать различные количественные методы для предпринимательских расчетов, аналитических вычислений, прогнозов и т.п.
Таким образом, структура и содержание настоящего учебного пособия обеспечивает полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины для успешного усвоения студентами, способствует мотивации учения, формированию умений и навыков, а также творческих способностей об выпускников, осваивающих программу бакалавриата, обеспечивает преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин, а также обеспечивает тесные внутридисциплинарные и межпредметные связи, с учетом психолого-педагогических факторов обучающихся, их общеобразовательный уровень;
Материал учебного пособия изложен по каждой теме таким образом, что позволяет привить студенту умения проводить научный анализ изучаемого материала; делать выводы и применять научно обоснованные решения в условиях неопределенности; видеть перспективы развития соответствующей области науки; пользоваться современными методами и способами, перерабатывать и использовать ее при решении практических задач.