В последние два десятилетия в педагогической теории значимо расширились и содержательно углубились исследования, связанные с проблемами профессионального развития и профессионально-личностного становления преподавателя высшей школы. Это позволило качественно продвинуть решение комплекса вопросов о том, каким должен быть преподаватель высшей школы, чтобы соответствовать требованиям социального заказа высшей профессиональной школе, способствовать её развитию и совершенствованию, транслируя студентам адекватные развитию науки и практики объём знаний, умений, компетенций, стратегий познавательной, преобразовательной и других видов деятельности, – с тем, чтобы быть полноценным субъектом образовательного процесса, воспроизводящим интеллектуально-креативный потенциал нации.
Безусловно принимая и оценивая значимость результатов данных исследований, мы считаем необходимым отметить, что при всём многообразии и широте контекста рассмотрения обсуждаемого феномена, степень проработки различных его компонентов неодинакова: выделяется как явная доминанта рассмотрение профессиональной компетентности вузовского преподавателя, которая явно – как количественно, так и качественно – преобладает над рассмотрением социально-личностных аспектов деятельности вузовского преподавателя. По нашему мнению, это приводит к тому, что даже если современный преподаватель сегодня реализуется как профессионал в достаточно узком смысле слова, то гораздо менее значимо он реализуется как профессионал в широком социально-личностном контексте. В частности, вузовский преподаватель сегодня в большинстве случаев не задумывается целенаправленно о перспективах своего профессионального развития и, что гораздо более досадно, о перспективах развития своей личности в процессе профессионального движения и обновления. Ему часто не понятны те конкретные направления профессионально-личностного развития, которые наиболее адекватны его задаткам, склонностям, способностям и находятся в секторе потенциально возможного (достижимого); а также конкретные акции, которые необходимы для такого продуктивного развития, механизмы их конструктивной реализации и рефлексии полученных результатов. Речь идёт о профессиональной карьере преподавателя высшей школы, и пренебрежение данной сферой жизнедеятельности, недостаточное внимание к её планированию и осмыслению существенно ограничивают возможности полноценной самореализации индивида.
Говоря более конкретно, налицо теоретическая неразработанность и практическая нереализованность в системе образования и самообразования вузовского преподавателя такого пласта знания и деятельности, как «образование для карьеры». Прежде всего мы считаем правомерным адресовать эту неразработанность находящейся в стадии активного становления системе дополнительного профессионального образования преподавателей вузов: ни в примерных требованиях к уровню подготовки и компетентности специалистов, получающих дополнительное профессиональное образование по программе «Преподаватель высшей школы», ни в разработанных коллективами многочисленных учебных учреждений рабочих программах отмеченный пласт знаний и деятельности практически никак не отражён.
Представляя читателю авторскую концепцию «образования для карьеры» и методические решения её воплощения, мы показываем, что дополнительное профессиональное образование преподавателей высшей школы может рассматриваться в качестве положительного фактора формирования их профессиональной карьеры, если в его содержание органично включить вопросы о роли профессиональной карьеры в жизни индивида, о методах и приёмах её формирования и самоформирования.
В настоящей монографии мы рассмотрели возможности организации педагогического сопровождения формирования карьеры в рамках последипломного профессионального образования преподавателей высшей школы; показали, каким образом целесообразно трансформировать содержание последипломного образования преподавателей высшей школы – для того, чтобы обеспечить и полноценно поддерживать их непрерывное карьерное развитие, какие формы и методы организации деятельности слушателей для этого необходимы, каким образом возможно встраивание данных элементов в учебный процесс без ущерба для реализации его традиционного формата.
Представив читателю авторское видение карьерообразующего обучения в дополнительном профессиональном образовании преподавателей высшей школы, мы хотим подчеркнуть, что основной идеей, которую мы вкладываем в обучение для карьеры, является запуск личностных механизмов, приводящих к актуализации у слушателей грамотно осознанной позиции по отношению к собственной профессиональной карьере педагогического профиля. Иными словами, преподавателя, стихийно движущегося в области карьеры, мы хотим направить в русло осмысленного карьерного поиска – с целью наиболее полной реализации себя в педагогической профессии, достижения результатов, с одной стороны, посильных для него, а с другой стороны, задающих вектор его профессионального развития.
В монографии представлена авторская модель карьерообразующего обучения. Выделяются компоненты модели и ряд информационных блоков как составляющих компонентов модели. Охарактеризована методика формирования карьеры в контексте преодоления карьерных стереотипов.
Авторские методические решения воплощения «образования для карьеры» в дополнительном профессиональном образовании преподавателей высшей школы позволит в дальнейшем авторам-исследователям разрабатывать теоретические концепты карьерообразующего обучения, выстраивать нормативно-методические модели реализации этих идей в дополнительном профессиональном образовании преподавателей высшей школы, системы среднего и начального профессионального образования.
Монография адресована научным работникам в области образования взрослых, преподавателям и специалистам системы дополнительного образования, преподавателям вузов, докторантам, аспирантам, магистрантам и всем, кто интересуется инновационной педагогической деятельностью и участвует в ней.