В монографии обобщены результаты проведенной научно-исследовательской работы «Совершенствование творческих способностей студентов вузов на основе развития синестезийного восприятия» ФГБОУ ВПО «Государственная классическая академия имени Маймонида» № 2014/289.
Предлагаемая в работе трактовка синестезийности как системного свойства художественного сознания обусловлена методологическими наработками в области искусствознания, эстетики и философии: чрезвычайно значимыми в рамках исследования стали труды, в рамках которых излагаются обобщающие теории смысловой тотальности, интегративности и динамичности сознания (З. Фрейд, К.Г. Юнг, М.М. Бахтин, Вяч.Вс. Иванов, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, В.В. Налимов, П.С. Гуревич). Системообразующим фактором в исследованиях различных уровней художественного сознания, его синтетической природы, явились труды, оказавшие помощь в данном исследовании (Д.С. Лихачева, Л.А. Закса, Б.М. Галеева, Н.П. Коляденко и др.).
Методологической основой диссертационного исследования является теория систем. С целью достижения целей и решения поставленных задач были использованы следующие общенаучные методы: метод теоретических обобщений и сравнений – для обоснования авторской трактовки синестезийности как системного свойства художественного сознания и интегративного характера синестезии как проявления принципа холизма; метод логического моделирования – для выявления особенностей доминантных и недоминантных видов искусств и их роли в развитии синестезийности художественного сознания, причин появления экспериментальных видов и новых жанров современного искусства; диалектический метод – для анализа подходов к изучению синестезийности сознания в различных областях научного знания и выявления наиболее перспективных для понимания сущности данного системного свойства восприятия и мышления идей и концепций; конкретно исторический метод – для выявления основных социокультурных факторов, оказавших влияние на развитие Искусства-Синестезсистемы эпох древних цивилизаций, европейского Средневековья и Возрождения, Нового и Новейшего времени; системный подход – для обоснования авторских концепций синестезийности как системного свойства художественного мышления, «Искусство-Синестезсистема», «Homo synaesthesis». Системный подход позволил проанализировать изучаемое явление в широком историко-культурном, эстетико-художественном аспекте и рассмотреть проблему синестезийности художественного сознания как комплексную интегративную идею, присущую крупнейшим художественным системам. Синергетический подход к моделированию феноменов сознания позволил определить особенности восприятия, работу интуиции, процессы смыслопорождения на уровне индивидуального и общественного сознания.
В монографии впервые: обосновано авторское понятие синестезийности как системного свойства художественного сознания, определены ее системные характеристики и обоснована перспективность применения системной методологии к ее изучению; аргументировано авторское понятие и интегративный характер синестезии как проявления принципа холизма; разработана концепция «Искусство-Синестезсистема», рассматривающая искусство с позиции синестезийности как системообразующего принципа, сформулированы и обоснованы авторские понятия «синестезийная концепция» и «Искусство-Синестезсистема»; в результате системного анализа видов искусств эпохи древних цивилизаций, европейского Средневековья и Возрождения, Нового и Новейшего времени выявлены причины их доминирования в Искусстве-Синестезсистеме, определены основные принципы, способствующие развитию синестезийности художественного сознания; выявлены характерные черты и выявлена роль недоминантных видов в развитии синестезийности восприятия искусства эпох древних цивилизаций, европейского Средневековья и Возрождения, Нового и Новейшего времени; разработана авторская концепция «Homo synaesthesis» и доказано, что использование этического потенциала искусства способствует духовному совершенствованию личности, процессу трансформации человека в Homo synaesthesis, в человека, обладающего способностью воспринимать реальный мир и искусство целостно, синергически.
Теоретическая и практическая значимость монографии состоит в том, что она расширяет теоретическую и эмпирическую базу научных исследований синестезийности как системного свойства художественного сознания; позволяет осмыслить диалектику формирования синестезийных концепций, аргументировать взаимосвязь между онтологическим обоснованием ценности человеческих знаний и стремлением отразить полноту мира в искусстве на основе синестезийных концепций. Идеи и обширный фактологический материал, содержащиеся в монографии, могут быть использованы в лекционных курсах теории и истории искусств, теории и истории культуры, а также эстетики, читаемых в высших учебных заведениях; в системе повышения квалификации, также в рамках получения работниками искусств и культуры дополнительного профессионального образования.
Монография адресована студентам и аспирантам гуманитарных вузов, изучающих эстетику, философию, историю искусств.