Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

СТЕПАН ЭРЬЗЯ: ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПСЕВДОНИМА СКУЛЬПТОРА (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

Клюева И.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
В статье рассматривается феномен творческого псевдонима всемирно известного скульптора, мордвина по происхождению Степана Эрьзи (настоящее имя – Степан Дмитриевич Нефёдов, 1876–1959). Подвергаются процедуре научной верификации различные его интерпретации (включая основные версии о времени, обстоятельствах и причинах его появления), представленные как в гуманитарных науках, так и в отечественном и мировом культурном сознании (в энциклопедической и справочной литературе, популярном искусствоведении, журналистике, мемуаристике). На основе неопубликованных архивных документов, впервые вводимых в научный оборот, автор предлагает наиболее достоверную датировку принятия художником творческого псевдонима. В ходе сравнительного анализа разного рода источников (документов, свидетельств современников скульптора, прижизненных публикаций о нем в газетной и журнальной периодике) уточняются обстоятельства и причины принятия, прослеживается история псевдонима. Обращается внимание на правильность его написания на кириллице и латинице.
STEPAN ERZIA: INTERPRETATIONS OF THE SCULPTOR’S CREATIVE PSEUDONYM (ANALYTICAL REVIEW)

Klyueva I.V. 1
1 Ogarev Mordovia State University

Abstract:
The article discusses the phenomenon of the creative pseudonym of the world-renowned sculptor, mordvinian by origin Stepan Erzia (real name – Stepan Dmitrievich Nefyodov, 1876–1959). The author conducts the scientific verification of different interpretations of this alias (including the basic versions about time, circumstances and causes of its appearance), presented in modern domestic and global humanitarian science and in cultural consciousness (encyclopedias and reference literature, popular art history, journalism, memoirs). On the basis of unpublished archival documents, which are first introduced into scientific use, the author offers the most reliable dating of the adopting the creative alias by the artist. By means of comparative analysis of different sources (documents, evidences of the contemporaries, the publications about Erzia in life-time newspapers and magazines) are specified the circumstances and reasons for he took the pseudonym; the stages in use of the pseudonym are traced. The author also draws attention to the correctness of writing the artist’s pseudonym in Cyrillic and Latin.

Keywords:

Библиографическая ссылка

Клюева И.В. СТЕПАН ЭРЬЗЯ: ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПСЕВДОНИМА СКУЛЬПТОРА (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР) // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2015. – № 2. – С. 86-86;
URL: http://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=462 (дата обращения: 04.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074