Scientific journal
Название журнала на английском
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

RABAD IN SOCIAL STRUCTURE OF MEDIEVAL AZERBAIJANI TOWNS

Nagiyev G.G. 1
1 MSAVMB – MVA named by K.I. Scryabin
Medieval Azerbaijani cities mainly consisted of three parts: the citadel, the city proper (shahristan) and rabad (a suburb, a suburb of craft and trade). The article features rabad medieval towns, analyzes the ways of their formation and place in the social structure of the cities.
rabad
shahristan
the citadel
the medieval city
the city of Azerbaijan
the social structure of cities

Сложность изучения топографии, планировки, структуры города состоит в том, что, многие из них существовали на протяжении длительного времени, в результате которого произошло значительное изменение в характере, внешнем виде и внутренней структуре города.

Проблема топографии восточного города была поставлена В.А. Жуковским и В.В. Бартольдом [21; 7, с. 172-195]. В.В. Бартольд выдвинул предположение о том, что почти все мусульманские города состояли из двух частей – цитадели (кухандиз, арк) и собственно города (шахристан). После арабского завоевания у стен шахристана возникли рабады (предместье, пригород). Основанием для этих положений у упомянутых исследователей были в основном письменные источники IХ-Х вв.

Анализ данных археологических раскопок и сведений письменных источников показывает, что пути развития городов Азербайджана во многом аналогичны путям развития городов Переднего и Среднего Востока, то есть в основе структуры этих городов лежит принцип двух или трехчастного деления.

В VII–X вв. происходит перелом в развитии городов Передней Азии, что внешне нашло отражение в их структуре: за крепостными стенами шахристана постепенно разрастается новый городской центр – рабад, где концентрируются основные экономические, политические, культурные элементы городской организации. В то же время жизнь в шахристане большинства городов, отмирает, цитадели перестают быть центром города, местом сосредоточения политической власти [8, с. 3-17].

Являлись ли рабады следующей ступенью развития ранних городов, или они образовывались на основе новой социально-экономической структуры и по сущности были новыми городами – эти вопросы сегодня имеют разноречивые объяснения.

В письменных источниках не встречается термин «рабад», за исключением арабского ученого Йакута (XI-XII вв.), который объясняет это так: «Ар-рубд, как говорят некоторые из них (филологов), сам город и постройки, а рабад – то, что вокруг него снаружи; первой с дамой, а второй с фатхой…» [цит. по 13, с. 108]. В арабских и персидских словарях это слово (рабаз – رابز) переводиться как «предместье», «окрестность», «загон» [38, с. 725]. По мнению Кваррубиаса «рабад» происходит от древнееврейского «умножать», «увеличить» [43].

Следует отметить, что слово «рабад» не имеет прямые параллели в других языках. В то же время названия других частей города (мадина – مدينة, кала (гала – цитадель – قلعة)) такую параллель имеют (шахристан, арк (кухендиз)[1]. Это еще раз свидетельствует, что формирование рабада происходит именно после арабского завоевания.

Из описания средневековых городов арабскими авторами четко видно, что в большинстве случаев рабадами называется территория, расположенная вне крепостных стен города – мадины (шахристана). Однако непоследовательное употребление средневековыми авторами слова «рабад» создает определенные трудности. Они заключаются в том, что в одних случаях рабадом называется ближайшие окрестности города, в других рабад – та часть города, которая не защищена стеной, в третьих рабад – укрепленный город [13, с. 109] .

В.В. Бартольд считал, что рабадом обозначались стены, окружившие, так же сами пригороды [13, с. 109]. О.Г. Большаков обратил внимание на то, что испанский историк Л.Т. Балбас, не будучи знаком с трудами В.В. Бартольда и последующей дискуссией по этой теме, употребил тот же термин «рабад»[2] для обозначения части мусульманского испанского города [12, с. 98].

Во многих исследованиях в процессе образования рабада в первую очередь учитывается роль социально-экономических факторов, рост населения, развитие ремесленного производства, внутренней и внешней торговли. Можно предположить, что в результате урбанизации город, обнесенный крепостными стенами, не смог расти вширь, выплескивался наружу. Крестьяне и ремесленники, снабжавшие город разными продуктами и ремесленными изделиями, селились вблизи городов, за его крепостными стенами, образуя таким образом пригород [28, с. 123]. Причину зарождения рабада исследователи видят в перенаселенности шахристана, из которого в первую очередь стали выселяться ремесленники – постоянно имеющие дело с огнем [11, с.46]. Впоследствии постройки вне шахристана получают городской облик, становятся рабадами – центральными районами городов. Пути этого процесса сложны и разнообразны для различных городов. Результаты исследований средневековых городов мусульманского востока, показывает, что процесс формирования рабадов в разных городах характеризуется их особенностями.

По мнению других исследователей, рабады возникали в результате арабской колонизации. Арабы селили многочисленных переселенцев вместе с воинскими гарнизонами рядом со старым городом. В дальнейшем застройки вокруг военных лагерей, где под защитой гарнизона оседали и мирные жители, уплотнялись, и рабады получили урбанистические черты [26, с.64]. Такое предположение в некоторой степени подтверждается тем, что в Испании кварталы, образовавшиеся рядом с укрепленным лагерем, называли рабадом [27, с.26-33]. Рабат, сложившегося близ античного города Сале, буквально переводиться – «укрепленный город» («рабат ал-фатх» – лагерь победы)[3]. Суфии, не имевшие монастырей, давали своим небольшим хижинам на окраине городов, тоже военное название рибат (форт) [31, 238]. Большинство ученых считают, что двухчастные города после VIIв. постепенно превратились в трехчастные. Но как показывают исследования городов Средней Азии, Кавказа, в том числе Азербайджана, трехчастная структура зародилось еще в домусульманский период и была характерна для многих городов античного и раннесредневекового периода [29, с.7; 39, с.20-29; 40, с.134]. Также в древних городах Месопотамии и Парфии строго выдерживался единый принцип трехчастного деления (цитадель, собственно город, полусельский округ (посад) [11, с.46; 41, с.22-24; 42, с.3-17]. На основе трехчастной структуры ранних городов, некоторые исследователи считали раннесредневековые города прототипами развитого средневекового. Кроме того известно, существование в некоторых городах Ближнего Востока в момент арабского завоевания пригородов, называемый «хадир». У Йакута тоже встречается слово «хадир» вместо «рабад». Только позднее, после арабского завоевания всюду на Ближнем Востоке употребляется термин «рабад» (только в Египте «хамалла» или «муня») [13, с.109; 28, с.123].

Нам не известно, существовал ли специальный термин для обозначения третьей части ранних городов Кавказа и Средней Азии. В исторической литературе широко распространено использование для этой цели термина «пригород», что в какой-то мере оправдывает себя.

Как видно, трехчастная структура присуща не только средневековым городом и поэтому, необходимо оговориться, когда речь идет о членении города раннесредневекового и средневекового периода. Нам кажется, для этого приемлемо словосочетание «город с пригородом» и «город с рабадом».

Какими признаками определяется и различается пригород и рабад? По этому вопросу существует много неясных моментов. В частности, пока не выяснен вопрос о том, вся ли загородная территория (предместье) после арабов называлась рабадом или для него существовали определенные критерии.

Пригороды исследователями понимаются как полусельские округа, слободы, торгово-ремесленные посады. Рабад же является продуктом более позднего периода феодализма, образовавшегося, как выяснилось, после арабского нашествия. Он фактически является новым городом, где, как правило, находился и административный и торгово-ремесленный, культурный центр. То есть пригород и рабад не одно и то же, и следует учитывать качественные отличия этих частей города.

К сожалению, рабад средневековых городов Азербайджана как специальная тема не изучена. Не исследованы причины его формирования, пути и социальные основы этого прогресса. В большинстве случаев обходились лишь упоминанием наличие рабада в трехчастной структуре города.

Подтверждением существования рабада при азербайджанском средневековом городе служили, в основном, торгово-ремесленные кварталы и обнаруженные многочисленные археологические материалы производственного характера (керамика, металл, стекло, шлак и т.д.) за крепостными стенами города. В то же время наблюдается упадок жизни шахристана и прихода ее в новый район – рабад. Какова роль арабской колонизации в формировании рабадов азербайджанских городов, определенно ответить на этот вопрос невозможно, ибо отсутствуют прямые письменные и археологические материалы.

Известно, что арабы и предшествующие завоеватели (сасаниды) старались удержать завоеванные территории путем их заселения [15, с.50]. По сведению арабских авторов, в Азербайджан были переселены целые арабские племена, и они оседали вокруг городов или в них [15, с. 50]. Арабы больше обращали внимания на укрепление стратегические важных пунктов и городов, создавали укрепленные гарнизоны (рабады) [14, с. 164]. Как явствует из сообщений письменных источников арабские переселенцы жили в ими же построенных рабадах [6; с.35]. В рабадах находились главным образом войска, в них жили целые племена, которые захватывали лучше земли у местных [14, с.164] и принуждали «старейшин племен сдавать с их руки укрепленные места» [36, с.144].

Превращение этих рабадов в центр городской жизни отмечено у В.В. Бартольда: «Эмиграция арабов в завоеванные области выражалась, во-первых, в устройстве военных лагерей, где жили наместники халифа, во-вторых, в захвате определенных территорий бедуинскими племенами. Лагери быстро становились центрами городской жизни, местами, где по преимуществу вырабатывался тип общемусульманской культуры» [10, с. 30].

nagi1.tif

Рис. 1. План города Дербента

В источниках нет точных сведений о том, где были построены арабами укрепленные поселения (рядом с городом или далеко от него), и играли ли они роль в формировании рабадов. Лишь можно предполагать, что фактор колонизации имела место в этом процессе.

В источниках нет точных сведений о том, где были построены арабами укрепленные поселения (рядом с городом или далеко от него), и играли ли они роль в формировании рабадов. Лишь можно предполагать, что фактор колонизации имела место в этом процессе.

В данной статье нами рассматриваются рабады таких городов средневекового Азербайджана, как Дербент, Габала, Бейлаган, Шамахы, Гянджа, Хараба Гилан и др.

nagi2.tif

Рис. 2. Оборонительные стены города Дербента (Нарын гала)

В VIII-X вв. прослеживаются рост города Дербента, своеобразные изменения в его структуре. Результаты археологических исследований в городе показывают, что в этот период полностью обживается вся территория между крепостными стенами площадью свыше 150 га. Как при сасанидах город застраивается в основном сверху вниз – от цитадели к морю. Но превращение Дербента во второй половине VII в. в центр морской торговли и крупный порт на Каспийском море обусловило интенсивное обживание приморского района. В результате рост города происходил и в направлении от моря к цитадели [25, с.143-148].

Поперечная стена в районе Джума–мечети делит общезаселенную территорию на две части – верхнюю (древняя часть города – шахристан) и нижнюю (новозастроенный район), именуемые «верхний» и «нижний» город [25, с.143-148]. В.В. Бартольд, основываясь на источниках X в. о городе Дербенте, считал, что до монгольской завоеваний вне городских стен города (шахристана) в южной стороне его находился рабад, окруженный стенами из обожженного кирпича и глины и имевшей длину и ширину две мили (4 км)[4]. Однако широкими археологическими раскопками доказано, что город развивался исключительно на территории между двумя стенами. Он, сохраняя внешне двухчастную структуру, в период VIII – X вв. фактически уже имел три части, типичные для средневековых городов Востока: цитадель (нарын гала), полностью сохранившую свою прежнюю планировку, шахристан – сформировавшийся на межстенной территории – в «верхнем городе», рабад – формировавшийся тоже в пределах крепостных стен – в «нижнем городе» (рис. 1, 2).

nagi3.tif

Рис. 3. План города Габалы

nagi4.tif

Рис. 4. Руины крепостных сооружений города Габалы

Огромная, надежно защищенная территория вполне давала возможность расти и развиваться здесь городу. Основные же причины образования рабада, видимо, были и социально-экономические факторы (перенаселенность, шахристана, развитие ремесла и торговли), военно-политические факторы (переселение арабов).

О структуре средневековый Габалы[5], в частности о рабаде города, достоверных данных нет. Четкое деление социальной структуры города не прослеживается. По мнению некоторых исследователей в IX– начале XIII в. город получает особое развитие и за пределами его крепостных стен возникает новый пункт заселения, известный в народе Кямалтепе и условно названный археологами Байыр шехер (внешний город) и квартал ремесленников [1, с. 21-25]. Камалтепе расположен в 50 м напротив южных ворот города (Галы) (рис. 3). Этот холм состоит из трех частей, которые отделены друг от друга впадинами, напоминающими оборонительные рвы глубиной в среднем 5-7 м [17, с. 30-31]. Сохранились следы дорог, ведущих на холм с севера и юга [1, с.25]. Археологические материалы позволяют считать, что этот памятник относиться к средневековому периоду.

Интересно сообщение средневекового арабского географа, автора труда «Лучшее Разделение Знаний о Регионах» Мукаддаси (X в.) о том, что соборная мечеть Габалы находится на отдельном холме вне города [37, с. 9]. Частичные археологические раскопки на одном из холмов Кямалтепе обнаружили следы её [16, с. 482-483].

Байыр шехер – занимает южное подножие Кямалтепе, где были выявлены остатки поселения площадью 10 га. Видны следы дорог, соединяющих Байыр шехер с Кямалтепе и городом Габала. После того как Габала была опустошена, у южных склонов города жизнь продолжалось. В 1 км к сверу-востоку от Габалы, площадью 10 га расположен ремесленный квартал, именуемый местным населениями Яныг ер (горелая земля), где обнаружены остатки производственных печей для обжига кирпича и гончарных изделий [1, с. 25]. На основе найденных арабских монет VIII-IX вв. в Сельбире и обожженных кирпичей, изготовленных у упомянутом квартале, археологи допускают интенсивную жизнь в квартале ремесленников в IX в [1, с. 32]. Являлось ли эти территории (Кямалтепе, Байыр шехер, квартал ремесленников) рабадом города Габалы, в полном смысле этого слова утверждать пока труда.

Рабад города Бейлагана[6], судя по топографическим признакам, тянулся только к западу от города, окруженный крепостными стенами примерно 2,5-3 км. Он образовался в основном у юго-западных ворот города [2, с.41]. Это часть города во всех исследованиях характеризуется как ремесленный квартал [32, с. 15-25; 33, с. 149-160]. Это объясняется тем, что в этой части города, за исключением развалин небольших крепостей, культовых сооружений, известных под именем Мильминарет, мавзолеев, в основном размещались жилые дома ремесленного сословия, построенные менее монументально.

Археологическими раскопками в 1955-1958 гг. на юго-западной окраине города были обнаружены пять обжигательных печей, относящихся к VII-началу XIII вв., остатки кузнецы XII-XIII вв., свидетельствующие о расположении здесь кварталов гончарного производства и кузнечного [34, 26-46]. В 1955-1958 гг. в близости к гончарным печам VIII-IXвв. вскрыта часть водоводов и бассейн, датирующиеся IX в., служившие видимо, для нужд мастерских – гончарных и кузнечных [34, с. 38-46; 32, с. 24]. Наличие водоснабжения в ремесленном квартале, по мнению Г. Минкевич-Мустафаевой, показатель непрерывности здесь ремесленного производства [34, с. 46]. Упомянутый Мильминарет прямоугольного плана с площадью 4500 м², по мнению исследователей, являлся комплексом мечеть-медреса [2, с. 79]. Вокруг этого памятника расположено более десяти мавзолеев, видимо почетных граждан. По мнению Г. Ахмедова все эти памятники вместе с Мильминаретом составляли религиозно-погребальный комплекс [2, с. 79]. В этом районе сохранились рассматриваемые выше небольшие крепости в оборонительной системе города. О других функциях этих сооружений ничего не известно.

nagi5.tif

Рис. 5. План города Бейлагана

Кроме ремесленных кварталов и упомянутых культовых комплексов в рабаде Бейлагана были расположены виноградники напротив городских ворот и огороды рядом с защитными рвами города, о чем сообщает Мас’уд ибн Намдар [30, с.14]. Вся эта часть рабада была расположена ниже оросительного канала Гявурарха.

В IX – начале XIII вв. рабад возрастает и захватывает юго-западную окраину крепостной части города, ближе к Гявурарху, где можно проследить остаток построек в образе берега современного канала. Такое расположение ремесленных кварталов, по всей вероятности, было связно с наличием близкой проточной воды и направлением ветров, отгонявших дым и запах мастерских от города [2, с. 79; 33, с. 149-151]. Самая значительная часть ремесленных кварталов была размещена у ворот юго-западной стены города [3].

Развитие города Нахчывана – формирование нового городского района – происходило не вокруг древней части города (Йезидабад), а недалеко от нее, на месте, где расположен нынешний город. Пути этого необычного для азербайджанских городов переформирования неясны. Что являлось ядром образования нового городского района? Была ли заброшена старая крепость (цитадель и шахристан)? Можно ли называть новой городской район рабадом Нахчывана, который впоследствии сосредотачивал в себе городские элементы? Ответить на подобные вопросы весьма сложно при отсутствии достоверных источников.

nagi6.tif

Рис. 6. План города Хараба Гилан

Рабад Хараба Гилана[7] бил расположен за пределами крепостных стен шахристана, на склонах холмов южной и юго-западной части города (рис.6). Разведочные исследования показали, что здесь не было богатых по устройству и вещественным находкам зданий. В уязвимых местах он бил укреплен оборонительными стенами [22, с.11].

Вне стен шахристана Шемахи, на южной и восточной окраине на берегу реки Пирсаат располагалась торгово-ремесленная часть города – рабад. Раскопками выяснено, что здесь, начиная с III-IV вв. существовал населенный пункт, а в IX–X вв. возник квартал гончаров, разрушенный вначале XIII в. Здесь открыты остатки кузнечного горна, мастерской по изготовлению ножей, складского помещения ремесленников и т.д. [19, с.439-443].

Рабад города Гянджи[8] более обширный и захватывает территорию вне крепостных стен в обеих частях города, а левобережной части он расположен на южной и юго-западной окраине города, в местности под именем Хараба йери (место развалин) [18, с.23-24]. В правобережной части территория рабада большая, она тянулась в восточном направлении от крепостных стен до старого кладбища и в северо-восточном направлении до пределов селений Татлы. По подсчетам исследователей общая территория Гянджи с рабадами составляет 810 га. Из них 250 га расположены в пределах крепостных стен (рис. 7), таким образом, рабад города занимал площадь 560 га – в два раза больше чем территория крепостной части.

На территории рабада видны отдельные бугры различных форм и размеров, поверхность которых усеяна обломками кирпичей и шлака, черепками керамических изделий [19, с. 23]. Судя по многочисленным находками шлаков и прочих отбросов различных производств на территории между первой и второй линией крепостных стен в правобережной части, некоторые исследователи допускают сосредоточение здесь мастерских, цехов и жилых кварталов ремесленников [5, с.37], то есть эта территория тоже являлась рабадом, в свою очередь обносившимся крепостными стенами [24, с. 55].

По сведению Истахри рынки Барды располагались в рабаде [23, с. 9], особенно отличается рынок у ворот курдов (Баб ал акрад) сообщает Мукаддаси [37, с.7-8]. Эти авторы, описывая города Маранд, Ардабил, Марага, отмечают наличие у этих городов населенного рабада.

Как мы видим, имеющиеся материалы пока не дают полное представление о рабадах городов Азербайджана. Если исходить из приведенных нами выше материалов, полученных в разных городах в результате археологических исследований, можно сделать следующие выводы:

• рабады средневековых городов Азербайджана формируются после арабского завоевания (VII-VIIIвв.). Этот процесс завершается примерно в IX–X вв.;

• рабады городов образовались за оборонительными стенами крепостной части собственно города (шахристана), на одной или более его сторон, у одних или двух ворот шахристана;

• главная причина «выделения» рабадов в социальной структуре средневекового города – его социальное расслоение;

• бурное развитие внутренней и внешней торговли и ремесла в первые периоды правления Халифата является одним из главных причин формирования рабадов;

• другой причиной образования рабадов, видимо, было перенаселение шахристана за счет сельских людей, искавших работу в городе, и за счет многочисленного арабского переселения. Не исключено, что в этом процессе имело место и оседание кочевых племен;

• еще одним из важных факторов в этом процессе был размещение базаров, торговых ярмарок, мастерских, ремесленных кварталов за крепостными стенами шахристана, главным образом у ворот, идущих в город, что диктовалось некоторыми обстоятельствами: из соображений соблюдения гигиены – чтобы избежать загрязнения города золой и дымом от ремесленных мастерских, оградить город от их шума;

• в основном рабады азербайджанских городов не обносились крепостными стенами, исключение составляет рабад Хараба Гилана;

• в рабадах городов Азербайджана не обнаружены монументальные сооружения, за исключением Мильминаретского культового комплекса в Бейлагане;

• о роли арабской колонизации в формировании рабада достоверной информации нет;

• археологические материалы, обнаруженные на территориях рабадов средневековых городов Азербайджана дают основание считать, что они в основном носили торгово-ремесленный характер.


[1]«Шахри-бурун» употребляется лишь с XV в. (Бартольд В.В., соч. т. 4).

[2]В испанском языке слово «рабад» сохранилось в виде «arrabal».

[3]В.В. Бартольд предлагал не смешивать слово рабад со словом рабат (рибат), обозначавшим укрепленные места на границе мусульманских владений [9, с.119].

[4]Бартольд В.В. Дербент // Соч., т. 3, М:. – 1965. – C. 422

[5]Развалины Габалы находятся к востоку от современного села Чухур-Габала на возвышении между реками Гарачай и Джаурлучай. Здесь город с площадью более 25 га расположен на обширном холме с искусственным рвом, разделенным на две части, местное население называет территорию к северу от рва Сельбиром (12 га), а к югу – Галой (13 га). Иногда обе части городища именуются Гала-Сельбир, Гявур-гала, иногда же только южную часть называют Гявур-гала. Площадь, занимаемая развалинами города, имеет вытянутую, почти треугольную форму. С конца I в. до середины ХVIII в. город был расположен на высоком холме, где находятся его руины (рис. 4).

[6]Бейлаган - один из древних городов, возникшей на магистральных путях международной транзитной торговли. Развалины находятся в 17 км к северо-западу от нынешнего города Бейлаган. Городище с площадью 40 га окружено крепостными стенами и рвом, по форме почти правильный четырехугольник (580 х 600 м) и ориентировано углами по сторонам света. Система рвов и мощных крепостных стен делила город на две части. В юго-восточной части городища выделялся меньшей прямоугольник (370 х 380м) площадью 14 га, отделенный от остальной площади. Малый прямоугольник в литературе именован «малым городом», а весь большой прямоугольник включая и малый, «большим городом» (рис. 5).

[7]Городище Хараба Гилан, отличающийся своеобразными оборонительными системами и топографией, находился в восточном районе Нахчывана, в 17 км к западу от города Ордубада на древнем торговом пути Таврия - Нахчыван, соединяющем эту область с городами Ближнего Востока. Развалины городища расположены на огромных территориях (300 га) в междуречье притоков Аракса - Гиланчай и Дюгланчай - на трех возвышенностях и в оврагах, находящиеся между ними. Цитадель города занимала юго-восточную часть на огромных скалах, а немного ниже на холмах были расположены кварталы города - шахристан. За пределами оборонительных стен шахристана располагался рабад. .

[8]Средневековая Гянджа, расположенная на обширной равнине, стояла на большом торговом пути, пролегавшем на стран Востока на Запад. Развалины города расположены к северо-востоку от современной Гянджи, на расстоянии 6 км от нее. Горная режа Гянджачай разделяет город на две части: на правую - большую, и левую - меньшую. Территория городища площадью 250 га в пределах крепостных стен имеет форму неправильного четырехугольника. Общая площадь его территории с предместьями составляет 810 га. Левобережная часть города в плане имеет форму неправильного четырехугольника со сторонами 600x750 м (45 га). Она представляет собой ровную местность с отдельными плоскими возвышенностями в виде развалин больших городских зданий. Топография правобережной части более сложна и по размеру. Эта часть города больше чем левобережная Здесь расположена небольшая по площади городская территория (26 га), представляющая собой в плане тоже прямоугольный четырехугольник (600 х 420 м), окруженная со всех сторон, кроме юго-западной, вторыми стенами. Если посмотреть план города, то представляется, будто первый четырехугольник вклинился во второй большой (860 х 860 м – 74 га), так, что между ними с восточной и северной стороны остается значительное расстояние (100–200 м). Территория в пределах малого четырехугольника в исторической литературе условно называют «первым городом», а территория в пределах большого четырехугольника – «второй город».