Scientific journal
Название журнала на английском
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

USING OF COMPLEX SYSTEM OF EXERCISES FOR FORMING OF POSTURE OF CHILDREN WITH LIMIT POSSIBILITIES

Kudarinova A.S. 1 Arbabaeva A.T. 1 Zhusupbekova Z.D. 1 Sadvakasova N.A. 2 Achimhanova G.S. 1
1 Karaganda State University Academician E.A. Buketov, Karaganda
2 Karaganda State University Academician E.A. Buketov, Karaganda
In this publication a question is examined about major task that pedagogics of blind decides on correction employments of all kinds, is forming for the children of skills socially behaviors. This such behavior that allows to the preschool child with visual pathology to be adequate and independent in different domestic and simplest social situations, and also in intermingling with coevals and adults. Understanding the characteristics of children with visual impairments will typhlitis teachers and parents of these children to choose the appropriate methods of education to help prevent or Adjusted negative manifestations in the development of the child’s personality.
sight
pedagogics of blind
health
curative physical culture
physical exercises
differentiated approach
blind.

Известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребёнка все его движения и предметно – практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.

В познании окружающего мира ребёнком с глубоким поражением зрения осязание играет ведущую роль. Именно оно даёт возможность слабовидящему ребёнку получить конкретные, реальные представления о ближайшем пространстве и находящихся в нём предметах.

Тифлопедагогическая практика доказала необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников со зрительной патологией различной степени тяжести (слепые, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией) с учётом особенностей познания окружающего мира детьми каждой из названных категорий, а также общих особенностей, присущих всем детям с нарушением зрения.

Одна из таких особенностей – дети не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Вследствие этого многие слова и выражения они усваивают механически, не понимая их смысла, не соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Наблюдения показывают, что при достаточно большом словарном запасе у них нет чётких, конкретных .представлений .

На коррекционных занятиях не только решаются задачи развития познавательных возможностей детей и формирования у них компенсаторных способов восприятия окружающего, но и создаётся положительный эмоциональный настрой. Этому в значительной степени способствует то, что дети активно взаимодействуют друг с другом и педагогом. Кроме того, они ‘являются не только наблюдателями объектов и явлений, но и непосредственными участниками практических действий с ними, что даёт им возможность чувствовать себя уверенно и комфортно.

Известно влияние зрительной патологии на психическое развитие человека, его эмоционально – волевую сферу, на имеющееся у слепых и слабовидящих своеобразие черт характера.

Понимание этих особенностей поможет тифлопедагогам и родителям этих детей подобрать адекватные методы воспитания, позволяющие предупредить или скорригировать негативные проявления в развитии личности ребёнка.

Следует знать, что в 3–5-летнем возрасте у детей с глубокой зрительной патологией наблюдается «невроз адаптации». Это период физического и психического приспособления ребёнка к зрительной депривации, характеризуемый такими состояниями, как плаксивость, раздражительность, повышенная утомляемость. У дошкольников с косоглазием и амблиопией помимо трудностей предметно-практической деятельности и ориентировки в пространстве, обусловленных монокулярным характером зрения, возникает чувство психологического дискомфорта.

Это связано с тем, что в период плеоптического лечения амблиопии применяется метод прямой окклюзии (выключение из акта зрения лучше видящего глаза с целью тренировки другого – хуже видящего). Дети оказываются в положении слабовидящих, а иногда и слепых с остаточным зрением, так как острота зрения хуже видящего глаза может быть очень низкой.

Е.Н. Подколзина, З.Н. Тюбекин, Г.В. Григорьева приводят данные особенностей психического и физического развития дошкольников с косоглазием и амблиопией, которые позволяют сделать вывод о необходимости проведения с ними, как со слепыми и слабовидящими детьми коррекционно-педагогической работы.

Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия играют роль пропедевтики -подготовки детей к различным видам деятельности. Тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного лечения.

При организации и планировании своей работы тифлопедагог руководствуется имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями, использует также экспериментальные и авторские материалы.

Знакомство тифлопедагога с ребёнком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребёнка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психическом развитии ребёнка, его соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволяет ему составить предварительное представление о ребёнке, подготовиться к общению с ним и его родителями.

Готовность ребёнка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребёнка пользоваться своим нарушенным (или остаточным – у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.

При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребёнку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребёнка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения. Следует учитывать, что уже в процессе обследования тифлопедагог должен наладить с каждым ребёнком хороший контакт, расположить к себе, заинтересовать в занятиях. Это является одним из условий успешности коррекционной работы.

Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми, – подготовить их к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности (в игре, в элементарном труде, в лечении зрения на аппаратах).

Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:

• формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

• формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

• обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно – практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов, – формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений (для слабовидящих детей) тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:

• развитие зрительного восприятия;

• развитие осязания и мелкой моторики;

• ориентировка в пространстве;

• социально – бытовая ориентировка.

Выделение названных видов специальных коррекционных занятий обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего. Тифлопедагог проводит также комплексные коррекционные занятия. Они носят уточняющий, закрепляющий, обобщающий характер. Их содержание предполагает использование детьми определённых навыков по всем видам коррекционных занятий. Другой вид комплексных занятий, – в которых одновременно могут принять участие, например, тифлопедагог, воспитатель, логопед.

Закрепление материала предыдущих занятий (игры и упражнения, предполагающие самостоятельную деятельность детей).

Преподнесение нового материала (показ и объяснения тифлопедагога, совместное выполнение незнакомых детям или трудных для них действий).

Физкультминутка (упражнения для снятия зрительного утомления). В зависимости от сложности заданий, от интенсивности зрительной нагрузки проводят иногда не одну, а две физкультминутки.

Закрепление нового материала (игры и упражнения, предполагающие частичную или полную самостоятельность детей).

Заключительная часть (подведение тифлопедагогом итогов занятия, оценка деятельности детей).

Построение коррекционных занятий по вышеназванным программам предоставляет тифлопедагогу возможность организовать их в четкой, логически обоснованной последовательности с постепенным усложнением. Распределение программного материала по годам обучения позволяет осуществлять коррекционное обучение с учётом возраста детей.