Scientific journal
Название журнала на английском
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

METHOD OF PROJECTS IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY

Begaliyeva S.В. 1
1 Kazakh National Pedagogical University after Abay, Almaty
This article describes a method of projects as a modern educational technology in a holistic pedagogical process. The practical realization of the planned project (performing stage) is characterized by the direct interaction of teachers and students, direct contact between them, the organization of the school as a result of that shape their values, acquire knowledge, acquired experience (skills).
modern educational technology
project method
pedagogical process.

Осваивая и внедряя современные педагогические технологии в учебно-воспитательный процесс, учитель оценивает положительные результаты в деятельности учащихся, тем самым совершенствуется его мотивация, появляются новые потребности в изучении данной проблемы. Постепенно мотивационная направленность на нововведения, инновации становится стабильной.

Внедрение современных педагогических технологий, в частности технологии реализации целостного педагогического процесса, в конкретной школе осуществляется поэтапно.

На первом этапе на кафедре педагогики КазНПУ им. Абая и в ряде школ г. Алматы (№29, №36, №125, №27 и др.) под руководством Н.Д. Хмель, Н.Н. Тригубовой проводилась предварительная работа с учителями по освоению теории целостного педагогического процесса (консультации, научно-практический семинар и другие формы работы).

На втором этапе (по времени он может осуществляться попутно с освоением теории о ведущей технологии) центральное место занимает педагогическое проектирование уроков, внеклассных занятий, методики диагностики состояния учебно-воспитательного процесса в классе, школе в целом.

На третьем этапе осуществляется внедрение подготовленных проектов в практику, их корректировка.

На четвертом этапе подводятся итоги внедрения технологии реализации целостного педагогического процесса в практику школы. Кроме количественных данных по основным характеристикам учебно-воспитательного процесса (успеваемость, состояние ученического коллектива, социальная активность учащихся, портрет семьи учащихся класса) серьезное внимание уделяется показу творчества учителей (конференции, круглые столы, выставки, защита творческих проектов и др.).

По мнению Н.Н. Тригубовой и Н.Н. Хан, для вузовского педагога внедрение современных педагогических технологий имеет два аспекта:

«– средство повышения успешности обучения (сотрудничество обучаемых);

– пример для организации деятельности будущего учителя на основе комплекса традиционных и современных технологий» [1, с. 21].

Анализ поэтапной работы по внедрению в школы технологии целостного педагогического процесса показывает влияние данной деятельности на формирование творческого потенциала педагогов.

Как было отмечено выше, в освоении и внедрении педагогических технологий значительное место отводится проектированию.

Метод проектов в настоящее время широко применяется в образовательной деятельности.

Термин «проект» буквально означает – «замысел», «брошенный вперед». Проектирование, в свою очередь, – это процесс создания и реализации замысла решения какой – либо проблемы. Проектирование всегда начинается с практической проблемы, с противоречия, которое необходимо разрешить. Педагогическое проектирование – это одно из направлений деятельности в образовании, обеспечивающие решение конкретных педагогических задач на основе фундаментальных теорий.

Разработкой логики педагогического проектирования занимались ряд ученых (В.С. Безрукова, Н.Н. Грачев, Е.С. Заир-Бек, М.М. Поташник, О.Г. Прикот, В.Е. Родионов, Н.Д. Хмель и др.).

Под проектом в области образования понимается описание будущей деятельности, направленной на осуществление значимых изменений в учебной практике за определенное время с использованием ограниченного ресурса.

Проект обычно направлен на ликвидацию какого-либо серьезного недостатка, «разрыва» в образовательной практике. Элементарное проектирование является необходимым в повседневной работе учителя (при подготовке урока, внеклассного занятия, педагогической ситуации). Однако зачастую возникают и серьезные проблемы, требующие:

– поиска несколько иных возможных путей их разрешения;

– перестройки старой деятельности для более значимых результатов;

– кооперации субъектов деятельности для решения проблемы и др.

Процесс проектирования организуется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи: проектировщики выполняют анализ ситуации, формулируют проблему, идею проекта, выполняют технологическую разработку, разрабатывают план реализации, определяют средства и результаты работы (оценку успешности проекта).

Таким образом, в процессе проектирования ставится какая-то значимая практическая задача. По определению Ю.Н. Кулюткина, педагогическая задача – это модель практической ситуации, в которой представлено требование – снять возникшее противоречие, найти способы преодоления этого противоречия, возникшего на пути к достижению цели педагогического процесса [2].

Анализируя процесс решения педагогических задач, Ю.Н. Кулюткин выделяет три основных этапа: аналитический, проектировочный и исполнительский.

На первом, аналитическом, этапе учитель делает предметом своего анализа проблемную ситуацию, с которой он сталкивается. При этом анализе он использует рефлексию, в результате которой обозначаются новые задачи, которые предстоит решить с помощью соответствующих средств.

Проектировочный этап решения педагогической задачи предполагает поиск эффективных способов включения учащихся в деятельность. При этом учитель использует метод мысленного эксперимента (т.е. заранее «проигрывает» те ситуации, которые могут быть к реальной практике, предвосхищая предполагаемые результаты).

Практическая реализация запланированного проекта (исполнительский этап) характеризуется непосредственным взаимодействием учителя и учащихся, прямым контактом между ними, организации деятельности школьников, в результате которой формируются их ценностные ориентации, усваиваются знания, приобретается опыт (умения).

Таким образом, осуществляя названные этапы педагогического проектирования, учитель использует имеющиеся у него знания о педагогических технологиях, «добирает» путем поиска информации недостающие знания, проявляет свои творческие способности.

В этой работе (проектировании) учителю приходится «включать» критические мышление, которое, как показали наши диагностические замеры, находятся у них на низком уровне. Это естественно, так как долгие годы, в условиях тоталитарного режима, учителю предписывалось вести учебно-воспитательную работу по методическим разработкам, составленным по единому образцу. В настоящее время, когда возникла лавинообразная информация о новых педагогических технологиях, учителю трудно оценить их значимость и результативность. Поэтому в учительских коллективах осуществляется работа по формированию критического мышления. В этом плане методисты, ученые должны найти основания для доказательства эффективности главной технологии – технологии реализации целостного педагогического процесса [3].