Scientific journal
Название журнала на английском
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

PECULIARITIES OF TRAINING OF TECHNICAL PERSONNEL IN DAGESTAN IN THE 60-IES. XX.

Gazalieva Z.B. 1
1 Dagestan Institute of education development
The article describes the complex process of training of technical personnel in the Dagestan Autonomous Soviet socialist Republic in the 60s of the twentieth century there is an acute shortage of personnel in the industry of the Republic of higher and secondary special technical education. The reasons of this phenomenon. Shows the activities of public authorities in solving the problem of lack of personnel. Presents statistical data characterizing the growing number of engineers. Noted that learning in evening, part-time higher education and technical colleges have become the main form of training specialists for the national economy in the period under review. The role of the Caspian branch of the Leningrad shipbuilding Institute, the engineering faculty of the Dagestan state University, then the Polytechnic Institute in the preparation of engineering and technical personnel. In the preparation of engineering and technical personnel for Dagestan of great help was provided by the universities in the country.
engineering and technical personnel
Dagestan
training
industry
institutions of higher education/

Вопрос подготовки инженерно-технических кадров на современном историческом этапе развития Российской Федерации стоит достаточно остро. Нехватка квалифицированных специалистов весьма заметна, и органы государственной власти пытаются решить эту проблемы. Стоит отметить, что наша страна не в первый раз сталкивается с подобной проблемой, поэтому анализ опыта прошлых лет представляет определенный интерес, научную и практическую значимость. В 50-е гг. ХХ в. в Дагестанской республике весьма возросла потребность в инженерных кадрах, однако подготовка инженерно-технических кадров велась слабо, так как инженерно-технические кадры готовились в вузах Москвы, Ленинграда, Баку, Ростова-на-Дону и других городов страны, а не в самой республике.

Именно в конце 50-х гг. в Дагестане наступил новый период в подготовке инженерно-технических кадров, когда в составе Дагестанского государственного университета были открыты факультеты промышленного и гражданского строительства, технологии консервирования, а также производства радиоаппаратуры. По указанным специальностям в университете было создано 20 лабораторий и кабинетов, оснащенных новейшим оборудованием. На этих факультетах обучалось 2155 студентов, в том числе 1209 человек на дневном отделении [5].

Уже в 1959 и 1960 гг. вузы и техникумы республики подготовили около 4 тыс. специалистов с высшим и более 8 тыс. со средним специальным образованием. Промышленные предприятия, стройки, транспорт, колхозы, совхозы получили подготовленные кадры. В то же время существовал целый ряд не решенных проблем в обучении инженерно-технические и строительные кадров, так как необходимой учебной базы не хватало. Потребность в них удовлетворялась лишь на 45-50% . На промышленных предприятиях дагестанского совнархоза и Совета Министров ДАССР 2 тыс. инженерно-технических должностей занимали практики, не имеющие соответственное образование. В управлении металлообрабатывающей промышленности совнархоза на инженерно-технических должностях работало 276 практиков, в управлении «Дагнефть» – 1112, в управлении строительства и стройматериалов – 90. Из 250 инженерно-технических работников управления связи только 46 человек имело специальное среднее и высшее образование. Такое же положение было на предприятиях и учреждениях железнодорожного и автомобильного транспорта. На железнодорожном транспорте около 50% инженерно-технических должностей замещали практики. Значительное число предприятий промышленности, транспорта и строек республики возглавляли работники, не имеющие специальной подготовки [5].

Среди специалистов высшей квалификации крайне незначительным был процент собственно дагестанцев. На предприятиях республики в числе 2478 специалистов средней и высшей квалификации только 220 человек были представителями народов Дагестана, в металлообрабатывающей промышленности соответственно из 1665-85, в управлении связи – на 46-8, на железнодорожном транспорте – из 261-19, в промышленности местного подчинения – из 143-23 [3].

Приказом министра высшего и среднего образования от 2 декабря 1959 г. для подготовки инженерных кадров к промышленности и подготовки специалистов без отрыва от производства в городе Каспийске был организован Дагестанский филиал Ленинградского кораблестроительного института с планом приема из числа жителей Дагестана по 50 человек на каждую специальность. План приема составлял 150 человек ежегодно.

Помимо этого в Дагестане работало два учебно-консультативных пункта Всесоюзного заочного машиностроительного института. В Махачкалинском учебно-консультативном пункте, включая подготовительные курсы, занималось 390 студентов. Все они сочетали большую производственную работу с обучением в вузе без отрыва от производства. Дагестанскими учебно-консультативными пунктами Института было подготовлено 62 инженера [4].

В республике постепенно росло количество молодых рабочих, получивших образование без отрыва от производства. Обучение в вечерних, заочных высших учебных заведениях и техникумах стало основной формой подготовки специалистов для народного хозяйства. Но эти учебно-консультативные пункты Всесоюзного заочного машиностроительного института оказались не в состоянии удовлетворить растущие потребности промышленных предприятий Дагестана в инженерно-технических кадрах высокой квалификации. Они недостаточно занимались подготовкой инженерных кадров, допускали ряд серьезных недостатков в работе и не обеспечивали подготовку нужных республике специалистов. За 10 лет они подготовили только 42 инженера, в том числе 8 человек из народов Дагестана.

Бюро Дагестанского областного комитета КПСС 26 февраля 1960 г. обсудило вопрос «О мерах по улучшению подготовки инженерных кадров в Дагестанском государственном университете» и вскрыло серьезные недостатки. Перестройка работы университета в свете закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» шла медленно. В подготовке инженерных кадров имелись серьезные недостатки. Прежде всего, учебно-материальная база инженерно-технического факультета не отвечала задачам, поставленным перед университетом для подготовки квалифицированных инженерных кадров для народного хозяйства. Инженерно-технический факультет со специальностями: промышленно-гражданское строительство, технологии консервирования и радиоаппаратура был недостаточен для обеспечения кадрами различных отраслей быстро развивающейся промышленности и сельского хозяйства района [5].

Поэтому Дагестанский областной комитет 24 июля 1962 г. обратился в бюро ЦК КПСС по РСФСР с просьбой разрешить вопрос о создании в Махачкале на базе инженерно-технического факультета Дагестанского государственного университета им. В.И. Ленина политехнического института с факультетами механическим, строительным, гидромелиоративным [3].

В 1963 г. состоялся первый выпуск инженерно-технического факультета Дагестанского государственного университета. Дипломы инженера получили 117 человек. Это было значительным событием в жизни нашей республики. Выпускники Дагестанского университета стали трудиться в Челябинске, Волгограде, Саратове, Астрахани, в городах Азербайджана, Молдавии, Калмыкии и др. [3].

Чтобы дать возможность рабочим и служащим промышленных предприятий республике получить высшее образование без отрыва от производства, в 1962 г. в Дагестанском государственном университете открыли вечернее отделение, в котором в 1963 г. обучалось 250 человек. В данном случае Республика шла по уже опробованному пути подготовки специалистов в промышленности: обучения кадров на самих предприятиях и различных краткосрочных курсов [1].

В 1964 г. в Дагестане действовало 7 консервных заводов с 10 филиалами и цехами в районах Нагорного Дагестана. Завершалось строительство Белиджинского консервного завода мощностью 19 млн. условных банок. Но консервная промышленность республики была крайне слабо обеспечена кадрами специалистов, в особенности инженерами, технологами консервирования пищевых продуктов. За два года семилетки (1962-1963) численность инженерно-технических работников Дагестана увеличилась на 1314 чел. Но темпы подготовки инженерно-технических кадров ещё отставали от темпов развития промышленности. Так, из 75 инженерно-технологов, предусмотренных штатным расписанием, на заводах консервной промышленности работало только 25 дипломированных специалистов, а остальные должности занимали практики. В результате на предприятиях применялась отсталая технология, качество выпускаемой продукции было низким.

В результате принятых мер произошел рост технической интеллигенции Дагестана. В 1965 г. на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте работало более 7600 специалистов, в том числе 6500 инженеров и техников [4].

В годы семилетки Дагестан стал принимать участие в подготовке инженерно-технических кадров для соседних республик. Так, инженерно-технические работники завода «Дагестанские Огни» помогли Азербайджану построить в Мингечауре завод стекловолокна. В 1963-1964 гг. в «Дагестанских Огнях» учились на мастеров, стекловаров, резчиков, отломщиков стекла десятки представителей Азербайджана. В частности, Дагестаном было подготовлено 60 мастеров и помощников мастеров, техников по контрольно-измерительным приборам для Мингечаурского завода стекловолокна [2].

В связи со сложившейся ситуацией нехватки квалифицированных кадров, было принято решение республиканского партийного актива от 15 октября 1965 г., о создании на базе инженерных факультетов университета и Каспийского филиала Ленинградского кораблестроительного института Дагестанского политехнического института, призванного обеспечить «растущие нужды промышленности квалифицированными кадрами» [5]. Для подготовки инженеров в 1965 г. вечерний факультет Ленинградского кораблестроительного института был реорганизован в Дагестанский филиал с планом приема на дневное отделение 100 чел.

В 1967 г. выпускники филиала стали работать на промышленных предприятиях Дагестана. Из 795 студентов вечернего отделения 567 работало на Каспийском заводе, 191 училось с отрывом от производства и 97 обучалось заочно. На инженерных факультетах Дагестанского государственного университета и филиала Ленинградского кораблестроительного института в 1967 г. обучалось свыше 3300 студентов по семи специальностям в которых республика испытывала острую нужду.

26 января 1968 г. бюро областного комитета партии приняло постановление «Об улучшении подготовки инженерных кадров в Каспийском филиале Ленинградского кораблестроительного института». Отмечалось, что одной из основных причин слабого развития подготовки инженерных кадров было то, что филиал ЛКИ не имел необходимой материальной базы для организации учебного процесса и расширения приема студентов. Имелись трудности, связанные с отдаленностью филиала от базового института. Это отрицательно влияло на качество подготовки специалистов, приводило к отсеву студентов.

В подготовке инженерно-технических кадров для Дагестана большую помощь оказывали и вузы страны. В целях подготовки дипломированных специалистов для новостроящейся хасавюртовской швейной фабрики в 1968 г. в Московский технологический институт легкой промышленности, во Всесоюзный заочный институт текстильной промышленности, Ленинградский институт легкой промышленности было направлено 84 человека из местной молодежи.

В 1969 г. в промышленности и строительстве работало 1650 дипломированных инженеров, которые внесли солидный вклад в научно-технический прогресс. В 1969-1970 гг. по инициативе группы инженеров заводов Каспийска, Джумангулова, Дзижно, Ройберга и других развернулось широкое движение за снижение трудоемкости изделий путем улучшения технологии, совершенствования конструкций, механизации и автоматизации производственных процессов. В этом соревновании приняли участие более 2000 ИТР предприятий Каспийска [3].

В Махачкале действовала двухгодичная экономическая школа по подготовке директоров, главных инженеров, начальников служб и главных специалистов предприятий промышленности и транспорта. На многих предприятиях действовали курсы мастеров, школы научной организации труда. На ряде заводов создали университет технического прогресса, где слушатели наряду с изучением творческих вопросов решали практические вопросы по улучшению конструкций выпускаемых изделий, совершенствованию техники и технологии на конкретных участках производства.

Таким образом, деятельность органов государственной власти по решению проблемы нехватки кадров можно признать положительной. Ведь в республике выросло число инженеров. Стоит подчеркнуть, что обучение в вечерних, заочных высших учебных заведениях и техникумах стало основной формой подготовки специалистов для народного хозяйства в рассматриваемый период. Велика была роль в подготовке инженерно-технических кадров для ДАССР в 60-е гг. ХХ в. Каспийского филиала Ленинградского кораблестроительного института, инженерно-технического факультета Дагестанского государственного университета, а затем Дагестанского Политехнического института. В подготовке инженерно-технических кадров для Дагестана большую помощь оказывали вузы СССР, в которых проходили обучение студенты из республики.