Актуальность. Туристско-рекреационная деятельность является для Краснодарского края одной из важнейших отраслей хозяйственной деятельности, которая отличается разнообразием туристских и санаторно-курортных услуг, динамично развивающимся инфраструктурным обеспечением и инвестиционной привлекательностью. Высокий динамизм развития сферы туризма, ее возрастающая роль в формировании ВРП и доходов бюджета в значительной степени актуализировали изучение вопросов эффективного функционирования и развития данной сферы для региональной экономики. Крайне важным представляется также положительное влияние туристской сферы на развитие взаимосвязанных и сопряженных отраслей хозяйства, повышение уровня занятости населения, регионального развития в целом. Решение имеющихся в данной области проблем требует разработки и реализации обоснованной стратегии функционирования и развития российских предприятий туристской индустрии в региональном и национальном экономическом пространстве, развития теоретических и методологических основ управления туристской сферой в соответствии с современными реалиями социально-экономической действительности, включая современный рыночный инструментарий, а также меры государственного воздействия. Поскольку спектр проблем, исследуемых в отечественной и зарубежной литературе не является исчерпывающим, а сформулированные положения иногда спорны и не вполне объективно отражают описываемые явления и процессы, представленное монографическое исследование является крайне своевременным и актуальным в части изучения и анализа современных тенденций развития туристской отрасли края.
Содержательная часть. Цель исследования – оценка степени удовлетворенности организацией отдыха на курортах Краснодарского края. При проведении исследования была использована статистическая методология: методы сводки и группировки данных, анкетирования и экспедиционный метод. В основу содержательной части изданий положены результаты значительных по своему объему и продолжительности полевых исследований. Объекты исследования: МО Анапа, МО Апшеронский район, МО Горячий ключ, МО Геленджик, МО Ейский район, МО Новороссийск, МО Приморско-Ахтарский район, МО Темрюкский район, МО Туапсинский район.
Этапы проведения исследования:
1. Разработка методики и проведение опроса туристов и экскурсантов, отдыхающих на курортах Краснодарского края с целью определения степени их удовлетворенности организацией отдыха.
2. Обработка результатов опроса:
– анализ мнения туристов и экскурсантов о разных составляющих организации отдыха на курортах Краснодарского края: средства размещения, питание, отдых на море (на пляже), лечебные и оздоровительные услуги, безопасность, транспортные услуги, развлекательные услуги, инфраструктура (связь, торговля, бытовые услуги, благоустройство и т.д.). Оценка проводилась по 5-бальной шкале. Также были исследованы источники информации о курортах Краснодарского края, каналы приобретения путевок, цели и причины выбора курортов, частота посещения и период пребывания на курортах;
– межрайонный анализ информации, полученной в результате проведения опроса туристов и экскурсантов, позволяющий сформировать определенные рейтинги по исследуемым показателям и сделать выводы о проблемах и перспективах развития туристской отрасли в исследуемых муниципальных образованиях;
– анализ средних показателей расходов туристов за период пребывания на курорте за 2013 год;
– расчеты объемов туристского потребления по видам за 2011–2012 гг.;
– расчеты туристской добавленной стоимости в специфических и неспецифических видах туристской деятельности за 2011–2012 гг.;
– оценка доли туризма в ВРП, объемах инвестиций, занятости населения за 2011–2012 гг.
Выводы и рекомендации. Рекомендации и алгоритмы расчетов предназначены для органов государственной власти и местного самоуправления, участвующих в разработке и реализации проектов развития туристской отрасли. При привлечении сторонних научно-исследовательских организаций методические рекомендации могут выступать основой для формулирования требований к расчетам при подготовке этим организациям заданий, связанных с анализом туристской деятельности. Рекомендации могут быть использованы в качестве основы для создания нормативно-методических документов по оценке туристского потока службами государственной статистики. Ряд методических положений исследования будет полезен в частной предпринимательской деятельности при маркетинговом анализе туристского рынка.
В числе наиболее важных рекомендаций следующие:
1. Учитывая результаты оценки услуг курортов Черноморского побережья, необходимо активизировать работу по повышению качества предоставляемых услуг в этих районах. В то же время необходима диверсификация турпродукта в горно-предгорной и приазовской частях края через развитие видов туризма, имеющих ресурсный потенциал, а также новых видов туризма. Как следствие необходима разработка концепций развития отдельных видов туризма.
2. Позиционирование курортных районов края должно приобрести планомерный и управляемый характер, в том числе в целях снижения внутрикраевой конкуренции между районами. В то же время это позиционирование должно учитывать выявленные особенности целевых аудиторий.
3. В то же время выявленная тенденция посещения туристами разных районов во время своих визитов в Краснодарский край позволяет рекомендовать, с одной стороны разработку проекта межрайонного турпродукта, с другой – усиление самодостаточности каждого туристского района.
4. Разделение районов по специализации, в очередной раз подтвержденное данным исследованием, позволяет рекомендовать проведение работ по расширению ассортимента услуг, предлагаемых на местах (нецелевые рекреационные занятия).
5. Остро стоит вопрос чистоты пляжей и моря, как следствие – очевидна необходимость выполнения работ по благоустройству пляжей (установка мусорных контейнеров, раздевалок, туалетов и душевых кабин), усиление контроля ассортимента, качества и цен на услуги, предоставляемые на пляжах (особенно продуктов питания).
6. С целью разгрузки автодорог черноморского побережья целесообразно развивать программы, связанные с перераспределением туристских потоков между курортными районам Черноморского и Азовского побережья. Перераспределение туристских потоков может быть обеспечено развитием особых туристских зон, предложением новых видов туризма, развитием туристской инфраструктуры.
7. Усилить продвижение услуг осенне-зимнего сезона, малоизвестных потребителям: новогодние туры и туры выходного дня. Учитывая теорию дистанционного лимитирования отдыха, акцент следует делать на потенциальных потребителях из ЮФО.
8. Продвижение турпродукта курортов Краснодарского края необходимо проводить с учетом географии регионов-поставщиков туристов.
9. Остро стоит вопрос качественного и количественного разнообразия предлагаемых услуг с точки зрения освоения неизрасходованных денежных средств туристов. Рекомендуется учесть пожелания опрошенных туристов о предложении востребованных услуг и расширить ассортимент этих услуг.
Библиографическая ссылка
Астапов М.Б., Беликов М.Ю., Куделя Е.В., Салеева Т.В., Миненкова В.В., Максимов Д.В., Волкова Т.А., Карпова Ю.И., Жаворонков Д.В. ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТУРИСТОВ И ЭКСКУРСАНТОВ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОТДЫХА В НЕКОТОРЫХ РАЙОНАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РАСЧЕТ ОЦЕНКИ ВКЛАДА ТУРИСТОВ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 6. – С. 142-144;URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=1828 (дата обращения: 26.11.2024).