Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

ДИРИЖЁРСКИЙ ЖЕСТ КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО

Тремзина О.С. 1
1 Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова
В статье приведены результаты исследования, цель которого заключалась в обосновании дирижёрского жеста как художественно-выразительного средства музыкального искусства. В ходе исследования проводился сравнительный анализ дирижёрских мануальных движений и средств выразительности композитора, исполнителя, музыкального звучания. Было установлено, что, как и композитор, дирижёр с помощью мануальной жестикуляции «ваяет» форму музыкального произведения; как исполнитель – он инициирует и контролирует звучание, интонирует музыкальный текст; как интерпретатор – он создаёт условную мануальную модель музыки, обладающую эмоциональным содержанием и воздействующую на исполнителей и слушателей. Всё это указывает на общность дирижёрской жестикуляции с художественно-выразительными средствами музыкального искусства. В связи с этим главная задача исследования заключалась в доказательстве художественных возможностей дирижёрского жеста, позволяющих дирижёру не только передавать информацию о содержании музыки, но и руководить творческим процессом в целом. Исследование привело к выводу о том, что в дирижёрской жестикуляции преломляются основные признаки других средств выразительности, это позволяет считать его интегрированным художественно-выразительным средством.
CONDUCTOR’S GESTURE AS ART MEANS OF EXPRESSION

Tremzina O.S. 1
1 Saratov State Conservatory L.V. Sobinova

Abstract:
The article presents the results of the research which purpose consisted in justification of conductor’s gesture as art means of expression of musical art. During research the comparative analysis of conductor’s manual movements and means of expressiveness of the composer, the performer, musical sounding was carried out. It was established that as well as the composer, the conductor by means of manual gesticulation «models» a form of a piece of music; as the performer – he initiates and controls sounding, intones the musical text; as the interpreter – he creates the conditional manual model of music, having emotional content and impact on performers and listeners. All this indicates a community of conductor’s gesticulation with art means of expression of musical art. In this regard the main task of research consisted in the proof of art opportunities of the conductor’s gesture allowing the conductor not only to transfer information about the maintenance of music, but also to direct creative process as a whole. Research led to a conclusion that in conductor’s gesticulation the main signs of other means of expressiveness refract, it allows to consider it as the integrated art means of expression.

Keywords:

Библиографическая ссылка

Тремзина О.С. ДИРИЖЁРСКИЙ ЖЕСТ КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2015. – № 2. – С. 70-70;
URL: http://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=432 (дата обращения: 05.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074