Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КРУПНЫХ КОМПАНИЙ

Левчаев П.А. 1
1 ФГБОУВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
В современном экономическом укладе лидерство принадлежит компаниям, активно внедряющим новшества. Тем более это актуально для построения инновационного уклада российской экономики. Именно инновационная продукция обеспечивает бизнесу лидирующие позиции на рынке и наибольшую долю добавленной стоимости в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В последующем такой акцент позволяет добиться роста стоимости бизнеса на основе формирования уникальных конкурентоспособных преимуществ и капитализации нематериальных активов (брэнды, гудвилл и т.п.).
инновация
компания
предприятие
конкурентоспособность
финансы фирмы
экономика предприятия

В условиях глобализации и интеграции мировой экономики особую значимость для ключевых экономических игроков приобретает брендовый характер деятельности и неоспоримые конкурентные преимущества крупных компаний транснационального типа. В этих условиях важным является понимание того, почему компаниям сопутствует успех долгие годы, а также какую роль в стратегической конкурентоспособности бизнеса играют затраты на исследовательские работы и инновационные проекты.

Цель исследования заключается в выявлении финансово-экономических конкурентных преимуществ крупных компаний, которые позволяют им занимать лидирующее положение на рынке в течении длительного периода времени.

Материал и методы исследования. Материал исследования основан на монографических разработках ученых экономистов по проблематике финансов корпораций и транснациональных компаний. Используется комплексный научный подход с применением методов экономического анализа и синтеза, обобщений.

Результаты исследования и их обсуждение. Определены стратегические преимущества крупных компаний, которые формируют неоспоримые конкурентные преимущества этих лидеров рынка на многие годы вперед, а также низкую себестоимость и цену предлагаемых ими товаров и услуг.

Выводы или заключение. В современной экономике лидерство принадлежит компаниям, которые активно осуществляют инновационные разработки, тиражируя созданные с их помощью продукты максимальному числу потребителей-пользователей и формируя сознание последних в направлении лояльности продукции фирмы.

Особенностью функционирования бизнеса в условиях глобализации и интеграции является систематическое определение приоритетов стратегического развития экономических субъектов. Сегодня экономическое пространство представлено как эффективно функционирующим сегментом традиционного уклада, так и быстрыми темпами развития высокотехнологичных сегментов «новой» экономики, определяющих стратегическую направленность лидеров бизнеса в разделении труда. Поэтому только с учетом особенностей современного развития флагманов экономики необходимо определять сегменты роста конкурентоспособности компаний. Критерием эффективности интеграции структур зачастую выступает как максимизация стоимости, участвующих в воспроизводственном процессе экономических субъектов, так и повышение уровня технологической оснащенности и роста бизнеса.

В развитых странах доля т.н. «новой экономики» достигает 20–25 % удельного веса. Она характеризуется высокими темпами роста и концентрации, основанными на производстве наукоемкой продукции, сетевых структурах организации, высокотехнологичном компьютерно–информационном обеспечении. Определяющим фактором здесь является высокий уровень затрат на научно-исследовательские и опытно конструкторские работы (НИОКР), возможный по причине высоких т.н. квазипостоянных издержек. Следует подчеркнуть, что если традиционный уклад экономики характеризуется большой долей издержек переменного типа, то здесь ситуация иная. Микроэлектроника и телекоммуникации выступают материальной инфраструктурой, на которую опирается новый уклад экономики. Перспективные сектора «раскручивается» до предела, когда становится возможным финансирование определяющих научно-технический прогресс (НТП) разработок и тиражирование продукции. Отрасли «новой экономики» характеризуются: 1) интеллектуальным капиталом как главным ресурсом развития; 2) уникальность и преобладающей значимостью нематериальных активов; 3) высокой долей инновационности и обновления продуктов. Например, если в последней четверти ХХ века балансовая стоимость финансовых и физических активов в среднем составляла 90 % от рыночной стоимости, то уже к началу XXI века – 20 %. Остальная часть приходилась на нематериальные активы, интеллектуальный капитал – знания, брэнды, результаты исследований и разработки, интеллектуальную собственность, репутацию, взаимоотношения с работниками, заказчиками, поставщиками и бизнес-партнерами. Но в чем же секрет такого быстрого успеха?

Одним из важнейших является ответ на вопрос о преимуществах крупной формы организации бизнеса. Концентрация капитала и производства определяют в последующем ряд стратегических преимуществ экономической системы, а именно:

1) действие закона экономии на масштабе производства, т.е. за счет снижения величины постоянных издержек на единицу выпуска продукции происходит ее удешевление;

2) действие закона уникальных конкурентных преимуществ крупной системы финансовых ресурсов. Крупной системе финансовых ресурсов, крупному стоимостному образованию свойственны уникальные возможности развития и как следствие получаемые выгоды. Значительное по масштабам стоимостное образование может себе позволить: а) финансирование самых капиталоемких и прибыльных проектов; б) возможность получить практически неограниченные ресурсы на финансовом рынке (сначала на региональном, затем на национальном, мировом), либо наиболее выгодным способом разместить собственные средства; в) возможность использовать наработанные схемы финансового предпринимательства, но уже в более крупных масштабах, часто с применением самых современных достижений практики управления. Уникальные конкурентные преимущества крупной системы финансовых ресурсов позволяют не только обеспечить выгодные условия финансирования, но и победить в конкурентной борьбе за счет функционирования на пороговом значении себестоимости имеющихся ресурсов.

3) действие закона чендлеровской экономии на масштабах производства. Экономист А.Д. Чендлер исследовал преимущества, которые обеспечили влиятельное положение фирмам в мировой экономике. Он ввел понятие квазипостоянных издержек, снижение которых обеспечивается крупной формой организации и за счет которых происходит финансирование ключевых направлений капиталовложений (включая НИОКР) и соответственно достижение стратегических преимуществ. Если постоянные издержки рассматриваются в краткосрочном периоде в отношении объема выпуска, то квазипостоянные – в долгосрочном и в отношении размера фирмы. Именно эти издержки становятся ведущим фактором наращивания объемов производства и увеличения размеров фирм, когда уже нет очевидной надобности экономии на масштабе производства. Ключевыми направлениями вложений при этом считаются производство, сбытовая сеть (обеспечивающая максимальное тиражирование ставшего дешевым передового продукта), менеджмент (предполагает возможность использовать достигнутые в ходе роста компании управленческие наработки и технологии без ощутимых дополнительных затрат в последующем), а центральной проблемой выступает максимальная степень задействования этих сфер. Эффект зависит от размеров предприятия и его мощностей, от скорости и интенсивности их использования. Минимизация средних постоянных издержек в бизнесе определяет стратегический экономический эффект, который тем заметнее, чем более превышен определенный объем производства. Согласно названному закону конкурентные преимущества предприятий основываются на возможности осуществлять огромные расходы, «разнося» их в последующем на тиражируемую продукцию и вытесняя конкурентов не способных к такому поведению. Этот же мотив лежит в основе множества слияний компаний-гигантов.

В любом случае, разрабатывая перспективный продукт, фирма осуществляет уникальные крупные разовые капиталовложения на НИОКР. В последующем затраченный объем ресурсов обусловливает лидирующее положение разработчика на рынке и вектор развития НТП. Так, отраслями специализации ведущих крупнейших компаний мира, обеспечивающих наибольшие затраты на исследования, являлись автомобилестроение, электроника, фармацевтика, высокие технологии. Кроме того, взаимовыгодный интерес экономических субъектов и их стремление расширить сегмент монопольного влияния на рынок приводят к сотрудничеству лидеров из различных отраслей.

Постоянный характер вложений будет тем дешевле, чем больше производственная программа, построенная на основе результатов НИОКР. Аналогичный эффект достигается при осуществлении вложений в сбытовую сеть, которая обеспечивает реализацию возрастающего объема продукта. Поставленный менеджмент такой фирмы будет обеспечивать реализацию апробированных эффективных управленческих и финансовых технологий в возрастающем масштабе. Показанный расклад подтверждается деятельностью крупнейших разработчиков компьютерной техники, предприятий авиакосмической отрасли, фармацевтической промышленности, гигиенических средств. Реализованные НИОКР, будучи растиражированными, становятся практически бесплатными для потребителя, а разовые гигантские затраты в избранном направлении обеспечивают конкурентные преимущества на многие годы вперед, ибо компания становится лидером, определяющим мировые стандарты. Транснациональный характер деятельности фирмы подкрепляет успех. Большое предприятие – большая стоимость – большие выгоды – так взаимосвязаны производственные, стоимостные, коммерческие стороны вопроса.

Но следует помнить, что экономическая целесообразность определяет объемы, размеры концентрации и централизации производства и управления, необоснованный рост которых приводит к росту трансакционных издержек, не связанных с производством, но с сопутствующими ему затратами (на поиск необходимой информации, совершение сделки, юридическое оформление и пр.), которые с увеличением масштабов деятельности все труднее контролировать из центра, при том что малейший просчет грозит катастрофическими последствиями. Более того, разрастание производства и уже его способность влиять на объективные рыночные законы (монопольно увеличивать цены, платить за необходимый ресурс больше средств, чем это экономически оправдано, влиять на финансовые потоки территорий), а не следовать им не есть эффективная организация производства. Экономическая целесообразность становится основой расширенного воспроизводства ресурсов и экономического роста хозяйствующих субъектов.

Придерживаясь такой стратегии, фирма поднимается по ступеням технологической пирамиды разделения труда. Согласно структуре этой пирамиды, передовыми, определяющими первый и наивысшей уровень, являются страны, компании, которые разрабатывают и продают новые фундаментальные технологические принципы, как правило, информационной направленности. Вторую ступень занимают экономические субъекты, доводящие эти принципы до промышленных технологий и продающие их. Третью группу формируют субъекты, покупающие и размещающие у себя эти технологии и производящие с их применением товары, поставляемые, экспортируемые в четвертую группу – наименее развитым экономическим субъектам, конечным потребителям.

Представленные на верхушке пирамиды передовые технологии выступают не только как грядущая форма стоимости, определяющая экономическую конкурентоспособность владельца в мировом разделении труда, но и характеризуют новую ступень эволюции финансово–кредитных трансформаций через призму технологических особенностей воспроизводственного процесса. В этом случае передовые технологии представляют собой уже знак стоимости (как например, если бы речь шла о деньгах).

Взаимодействие частей технологической пирамиды влияет и на характер конкуренции: она максимальна на первом уровне – несовместимых базовых технологий; ожесточенна на втором; ослабляется и трансформируется в конкуренцию за инвестиции на третьем; минимизируется на четвертом уровне, где представлена борьбой за товаропотоки.

Таким образом, именно затраты на НИОКР и созданные уникальные передовые технологии, представляя собой современную форму содержания стоимости, определяют лидирующее положение экономических субъектов в «технологических пирамидах» и международном разделении труда. Лидер получает не только соответствующий денежный, стоимостной эквивалент, но и господствующее положение на рынке, возможность определять его тенденции в стратегическом распределении компетенций участников воспроизводственного процесса.

Зачастую формой реализации конкурентных преимуществ выступает транснациональная компания (ТНК) предполагающая деятельность не только за пределами национальной экономики, но и в как можно большем числе стран. Такая форма организации бизнеса обеспечивает эффективную форму интеграции составляющих ее компонентов (производственного, сбытового, информационного, финансово-кредитного, организационно-правового) на целостности и синергии посредством сочетания кооперации и специализации. С точки зрения эволюционной экономики развитие систем идет в направлении укрупнения и интеграции, поэтому ТНК могут рассматриваться как эволюционная вершина развития, наиболее устойчивая организационная форма бизнеса в мировом разделении труда. Им принадлежит решающая роль в современной экономике, поскольку такой механизм позволяет путем концентрации производственного потенциала, капитала участников согласовывать их взаимные интересы (часто надгосударственного характера) и занимать стратегические позиции в конкурентной борьбе, решать глобальные проблемы участников рынка, определять направления научных разработок и делать эталоном собственную линию поведения.

Таким образом, в современной экономике лидерство принадлежит компаниям, которые активно осуществляют инновационные разработки, тиражируя созданные с их помощью продукты максимальному числу потребителей-пользователей и формируя сознание последних в направлении лояльности продукции фирмы.


Библиографическая ссылка

Левчаев П.А. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КРУПНЫХ КОМПАНИЙ // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2018. – № 3. – С. 29-32;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=1912 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674