Научный журнал
Научное обозрение. Реферативный журнал
ISSN 2500-0802
ПИ №ФС77-61154

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ

Жамашева Ж.Р. 1 Донбаева А.Б. 1 Танабаева Г.У. 1 Туcеев М. 1 Ермаханов М.Н. 1
1 Южно-Казахстанский Государственный университет имени М. Ауезова
В данной статье рассматриваются проблемы этнической культуры педагогов, их формирования, развития на основе народных традиций, обычаях, дастанах, шежире, народных названиях края, местности, то есть топонимы, в творчестве народа. Школа как институт социализации отражает совокупность традиций, культурных ценностей, накопленных обществом (и в этом смысле суть воспитания – в трансляции и присвоении культуры), поэтому педагогическое сознание отражает те социальные тенденции, которые имеются в данный исторический период времени.
культура
этническая принадлежность
педагог
1. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан / «Казахстанская правда». – 1996.
2. Кожахметова К.Ж. Этнопедагогика народов Казахстана. – Алматы: Алем, 2001. – 305 с.
3. Каирова Б.Е. Инструктивное руководство для подготовки учебно-методической литературы к изданию. – Актобе: РИО АГУ им. К. Жубанова, 2010. – 22 с.
4. Шакирова Д.М. Компетентность как код системы образования в координатах системного подхода Н. Лумана // Системный анализ и семиотическое моделирование. Материалы Первой всероссийской научной конференции с международным участием (SASM-2011). – Казань, 2011.

Осознание своей национальной (этнической) принадлежности необходимо для самоутверждения, самореализации индивида. Однако этническая принадлежность индивида становится опорой самореализации лишь при условии осмысления, нахождения своего места в контексте общечеловеческой культуры, перспективе мировой цивилизации, реализации на практике. Различия между людьми как творцами и носителями прежде всего родной для них культуры обусловлены в первую очередь своеобразием их культур, а не различием антропологических или этнографических признаков. Соответственно возникает задача развития способности отрефлексировать свою погруженность в мир родной для индивида культуры, осознать степень личной зависимости от принадлежности к субкультуре. Это касается вопроса профессиональной подготовки учителя. Причем, учебно-воспитательный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы задействовать в комплексе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В то же время анализ вузовских программ показывает недостаточность этнопедагогического материала в изучаемых курсах, и, как следствие, неподготовленность будущего педагога к работе в условиях многонационального общения в школе, поликультурной (полиэтнической) ситуации. Это вопросы, которые требуют своего разрешения.

В условиях многонационального государства особую актуальность и остроту приобретает задача оптимального решения сложного комплекса проблем, касающихся прав этносов на государственность, положения народов, проживающих вне национально-государственных образований, и ряда других вопросов, связанных с развитием и функционированием национальных культур, сохранением национально-этнических компонентов духовной культуры, уклада жизни и быта, народных промыслов и т.д. И это не может не сказаться на процессе становления национальных систем образования. Цель образования, в том числе, – воспроизводство и развитие культуры, общества, нации, народности во всем многообразии ее общечеловеческого и национального богатства. Нет и не может быть образования, не уходящего корнями в национальную, этническую культуру, несвязанную с народной педагогикой. История показывает, что многие конфликты и очаги социальной напряженности возникают из-за неприятия молодежью и всем населением культурных ценностей других этнических групп. Преодолеть это противоречие можно только на основе полиэтнического воспитания, а это значит, что оно не сможет быть принесено в школу без подготовленного к этой работе учителя, без внедрения в педагогические вузы этнопедагогики, как научной дисциплины.

В этнической культуре – в народных традициях, обычаях, дастанах, шежире, народных названиях края, местности, творчестве народа – сосредоточены ментальные установки народов, сохранен накопленный опыт предшествующих поколений, который проявляется в отношении к окружающему миру, в сформированности оценки жизненных ситуаций, представлений об истине, добре, красоте, справедливости. Таким образом, в современных условиях этническое воспитание и развитие становится ведущим фактором и средством воспитания этнопедагогической культуры будущих педагогов профессионального обучения.

Педагогическая теория и практика утверждает, что воспитательное воздействие на человека осуществляется в трех областях его жизнедеятельности: в условиях семьи, в условиях получения образования, в последующей общественно-трудовой деятельности.

Новую стратегию образования невозможно реализовать без педагога профессионального образования, который не ориентирован на получение и усвоение системы этнических ценностей, знания основ национальной культуры. Все сказанное подчеркивает важность формирования этнопедагогической культуры будущего педагога профессионального образования, которая осуществляется через систему этнокультурного воспитания.

Например, топонимы выполняют различные функции, но мы выделяем такие как: коммуникативная, просветительская, педагогическая. Коммуникативная функция топонимов определяет механизмы, приемы и стратегии, необходимые для обеспечения эффективности межэтнического понимания и взаимодействия в различных системах.

Особенностью топонимии является то, что она идентифицирует языковую принадлежность этноса. Язык – это своеобразное зеркало культуры этноса, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, национальный характер, менталитет, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей. Коммуникативная функция топонимов создает предпосылки для более свободного общения будущего педагога профессионального образования, построения диалога с представителями соответствующего профессионального круга. Кроме того, следует учитывать и целесообразность овладения топонимами как для частной жизни будущего педагога, невозможной без коммуникации, так и профессиональной, делающей речь более интересной, увлекательной, красочной.

Топонимы, веками складывающиеся в историко-культурную систему, представляют собой памятники истории, языка, культуры, свидетельства духовных традиций и образа жизни этноса. В тех случаях, когда топоним при усвоении его заимствующим языком, не исчезает, а, продолжает функционировать в новой языковой среде, способствует его долговечности. Может исчезнуть этнос, измениться культура, совершенствоваться цивилизация, а видоизмененный фонетический облик топонима останется.

Основной задачей педагогической функции топонимов является осуществление связи человека с миром прошлым и будущим, через материальную и духовную культуру народа. Преемственность прошлого и настоящего различного этноса, находит свое отражение в топонимах.

Изучение топонимики своего региона имеет не только познавательное значение, но и воспитательное:

– Воспитание любви к своей местности, своему региону – осуществляется процесс интериоризации гражданских, патриотических и культурно-исторических ценностей, превращения их в личностное новообразование.

– Воспитание на основе преемственности поколений и культурных традиций; усвоение и передача культурных ценностей и традиций.

– Воспитание взаимопонимания с другими народами. Поликультурная среда вуза – это пространство, где осуществляется взаимодействие лиц, групп, представляющих разные этносы, культуры. Устанавливаются гармоничные отношения с представителями различных этнических групп на основе взаимной открытости, интереса, терпимости и социальной поддержки.


Библиографическая ссылка

Жамашева Ж.Р., Донбаева А.Б., Танабаева Г.У., Туcеев М., Ермаханов М.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2017. – № 1. – С. 55-56;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=1848 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674